Ссылки для упрощенного доступа

Девять импровизаций на тему стандарта Дюка Эллингтона и Барни Бигарда


ДС:- «Как быстро летят минуты вашей передачи! Как вы умудряется столько уместить в 48 минут? Столько разных имен и судеб!»
Добрый день, вечер или ночь! И добро пожаловать в клуб «Время Джаза»! Средние или короткие волны, прямой эфир или подкаст с сайта svobodanews.ru – вот ваши входные билеты в наш свингующий концертный зал. В последнее время календарь был забит датами: Гершвин – 111 лет. «Порги и Бесс» - 74 года. Луи Прима – 98 лет. Леонард Фезер – 95 лет. Кути Уильямс – 99 лет. Жан-Люк Понти – 67 лет. Вернон Дюк, Дюкельский – 106 лет. Харри Свитс Эдисон – 94 года.… Так что в каждой передаче мелькало пять-шесть имен, и не все уместились...
Сегодня я решил сделать паузу: упростить до предела и тему, и вариации. И снизить темп до предела, так как главная сегодняшняя тема – тягуча и медленна.
Забыл представиться: у микрофона в Париже ваш ДС. Объяснения и комментарии следуют:

Duke Ellington - Mood indigo

ДС: - Mood indigo, «Индиговое настроение», Бигарда и Эллингтона, 21 декабря 1936 года. Сам Эдуард Кеннеди Эллингтон – за роялем. А теперь, и в этом и смысл сегодняшнего «Времени Джаза» другой пианист, моложе Дюка всего лишь на четыре года, с этим самым, подкрашенным синькой, настроением:

Earl Hines - Mood Indigo

ДС: - Ёрл Хайнз! Его звонкие, кристально-чистые переливы; Mood Indigo он записал соло в 71 году.
Хайнз по кличке «Папочка», «Fatha», родом из Питсбурга. Отец его играл на корнете и был лидером местного оркестра Eureka (Йорика) Brass Band. Мачеха Ёрла была органисткой. Подростком Ёрл попробовал, было играть на отцовском корнете, но от подобных усилий у него болели уши, а вот от клавиш пианино – нет. Гаммы, сольфеджио, гармония – всё это он проглотил, не запивая. Он играл на органе в баптисткой церкви, он запоминал на слух популярные мелодии, он утверждал, что начал играть на фортепьяно до того, как народилось слово «джаз».

Этимология слова «индиго» восходит к временам древнем, к Индии, откуда в Европу возили этот краситель. По-гречески слово «краситель» звучало, как «индикон». Римляне говорили «индикум», а за ними англичане – индиго.
Настроение цвета ваших джинсов «Ливайс» трудно, конечно, себе представить.
Но ведь и слово «блюз» - не просто жанр, а еще и странный синтез цвета и настроения.
Не означает ли эллингтоновское Mood indigo – «Блюзовое настроение»? Я думаю, не стоит в этом сомневаться…
Вы слушаете живое «Время джаза» на волнах «Свободы» или с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона, в окончательно осеннем, Париже – ваш ДС…

Thelonious Monk - Mood Indigo

ДС: - Mood Indigo в исполнении, вряд ли здесь возможно промахнуться, Теллониуса Сфэра Монка. Которому в создании этого мини-шедевра помогали: Оскар Петифорд – контрабас и Кенни по кличке «Клук» Кларк - ударные. «Риверсайд», 55 год.
Это был тот самый диск «Монка, играющего Дюка», которым продюсер Орин Кипньюз хотел приучить и приручить публику к манере игры нового пианиста. Сразу записать Монка с чем-нибудь вроде «Ruby, my dear» - Кипньюз не решился. Но об этом – на днях, так как на подходе – юбилей Монка.
Еще одна версия дюковской меланхолии:

Mood Indigo - Mingus

ДС: - Mood Indigo, оркестр Чарли Мингуса, январь 63 года….
В записи этого диска под скромным названием «Мингус, Мингус, Мингус, Мингус, Мингус»: участвовали - Эдди Пристон и Ричард Уильямс – трубы; Брит Вудмэн – тромбон; Дон Баттэрфилд – туба; Эрик Долфи – альт и флейта; Джером Ричардсон – сопрано и баритон; Дик Хэйфер – тенор-саксофон и флейта; Букер Ирвин – тенор-сакс; Джакки Байард – рояль; папаша Мингус – контрабас и Уолтэр Пёркинс – ударные.
Одним из самых неожиданных вариантов индигового настроения Дюка является вот этот:

Frank Sinatra - Mood Indigo

ДС: - «Нет-нет! Ты не знаешь, что такое грусть, что такое блюз…. Ты не знаешь - до того момента, когда тебя коснется Mood Indigo… Мне это чувство знакомо с тех пор, как моя крошка произнесла – goodbye…»
Тут к авторским правам Дюка Эллингтона, Барни Бигарда нужно добавить спорные права текста песни – Ирвинга Миллса. Спорные, потому что известнейший поэт-песенник Митчелл Париш в 1987 году заявил, что слова песни сочинил он, но что Ирвинг, брат Джака Ирвинга, музыкального издателя, присвоил права на текст. Подобные вещи в джазе случались на каждом шагу. Музыкальные издатели часто ставили свои имена рядом с именами настоящих композиторов-песенников, без стеснения обворовывая их. Даже, таких sacre monstres, как Дюк.
Франк Синатра и оркестр Нельсона Ридла. 55 год. Песня, в данном случае, Mood Indigo вышла на концептуальном диске Синатры «In the Wee Small Hours», который был построен на теме предельной грусти в ночные и предутренние часы. Настроение, бывшее прямым результатом его развода с кинозвездой Эйвой Лавинией Гарднер…

Саму мелодию Mood Indigo впервые услышал в Новом Орлеане кларнетист Олбани Лион Бигард, Барни Бигард. Сыграл ее для Барни его учитель – Лоренцо Тио и в те времена «Индиговое настроение» называлось – «Мексиканским Блюзом».
Но, прежде чем перейти к новой версии и к еще одному названию «Мексиканского Блюза», напомню, вы слушает «Время Джаза» на частотах «Свободы» и с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции – Дмитрий Савицкий.

Louis Armstrong & Duke Ellington - Mood Indigo

ДС: - Mood Indigo… Вы, конечно, узнали и трубу, и голос Сатчмо, но, что, быть может, не менее важно – кларнет самого Барни Бигарда.
Это - волшебный диск с Армстронгом, Бигардом, Трамми Янгом на тромбоне; Дюком – за роялем; Мортом Хёрбертом – на контрабасе и с Денни Барселоуна – на ударных. Запись была сделана 3 апреля 61 года в студии RCA в Нью-Йорке.
Продюсер Боб Сайл в течение семи с половиной часов записывал секстет Дюка и All Stars Армстронга… Результатом был исторический диск «Великая Встреча».
«Мексиканский Блюз» в аранжировке Дюка, впервые был записан оркестром Эллингтона для Brunswick Records 17 октября 1930 года. Артур Уетсол играл на трубе; Джо Нэнтон на тромбоне; Барни Бигард – на кларнете; Дюк – рояль; Фред Гай – на банджо; Уелмэн Брод – на контрабасе и Санни Грир – на ударных.
Эллингтон умудрился создать феноменальный эффект в этой пьеске, заставив тромбониста, трубача и кларнетиста играть с сурдинками.
Слово, кстати, французское. Sourde на языке Мольера – глухой.
Маленькая поправка: к октябрю 30 года композиция уже называлась "Dreamy Blues" и была аранжирована Эллингтоном для радио.
Он вспоминал: - Это была самая первая мелодия, которую я написал исключительно для радио. На следующий же день после передачи радиостанцию завалили письмами с просьбами повторить "Dreamy Blues". Вот в этот момент (если забыть про Митчелла Париша) Ирвинг Миллс и сочинил слова и поменял название на Mood Indigo. Песня стала джазовым стандартом».
Что ваш ДС и демонстрирует сегодня:

Ella Fitzgerald - Mood Indigo

ДС: - Mood Indigo, премия «Грэмми» 59 года, присужденная Элле Фитцджеральд за тройной альбом песен Дюка Эллингтона. Этот альбом был записан в октябре 57 года в Лос-Анджелесе большим оркестром Дюка.
В данном случает, Элле аккомпанирует лишь ритм-группа оркестра.
Дабы закончить вокальную серию «индигового настроения», вот великий шармёр Тонни Бенет с оркестром

Tony Bennett - Mood Indigo

ДС: - Mood Indigo, альбом, выпущенный Тони Бенетом к столетию со дня рождения Дюка Эллингтона в 1999 году. Лью Соулов – труба (великолепное «джунглевое» рычание на сурдинке). Ральф Шэрон – рояль; Даг Ричсон - контрабас; и Клейтон Кэмэрон – ударные.

Напомню, что ваша реакция и ваши комментарии всегда для нас важны. Вы найдете окно комментариев в конце текста очередной передачи.
У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий. Вот последняя на сегодня версия «Индигового настроения»:

Kenny Burrell - Mood Indigo

ДС: - Джазовая грусть - Mood Indigo…
Самое красивое индиго я видел в портовом океанском городке Сан-Мало в Бретани. Там красят с помощью индиго не только джинсы, куртки и плащи, но и вязаные кардиганы, свитера и даже плотные матросские шапки…. Это индиго не сплошного синего почти с фиолетовым цвета, а с переливами…
Кенни Баррел – лидер комбо - гитара; Иллиной Джэкетт – тенор-саксофон; Мэйджор Холи – контрабас и Джо Дюкс – ударные; ноябрь 61 года…
Компактов и винила «на тему произведений Дюка Эллингтона» или, реже, «Джона Колтрейна» - чрезвычайно много.
Один из моих любимейших - сегодняшний тройной альбом записей стандартов Дюка в исполнении Ёрла Хайнза. Как-нибудь я наполню время джаза теми самыми верблюдами, которые и тащили на горбах по «Шелковому пути» индиго из Китая и Индии – «Караванами» Эллингтона. Кажется, их у меня с две дюжины версий.
А пока что сделаем еще одну рокировку. Вот «шепчущий саксофон» «Лягушки», Бена Уебстера, исполняющего на концерте в Копенгагене еще один популярный стандарт Дюка - In a mellow tone:

Ben Webster - In a mellow tone

ДС: - In a mellow tone, стандарт Дюка Эллингтона 1937 года, основанный на стандарте 1917 года - Арта Хикмэнна «Rose Room». Слава на музыку Дюка написал Милт Гэблэр. Наиболее знаменитые версии вокальных исполнений: Элла Фитцджеральд, The Swingers, Тони Бенет; среди инструментальных версий, кроме Уебстера – Коулмен Хокинс.
Расстанемся мы сегодня на сольной импровизации In a mellow tone все того же Ёрла Хайнза, записанной в конце 70х годов:

Earl Hines - In A Mellotone

ДС: - In A Mellotone, Ёрл Хайнз с полном одиночестве с темой Дюка, в которой прячется игра слов. Иногда название пишется слитно и без «W», иногда отдельно и тогда вполне переводимо, как «В спокойном тоне»….
Вот на этом спокойном тоне мы и распрощаемся до следующей недели. Подкаст «Времени Джаза», как всегда, ждет вас на сайте радиостанции svobodanews.ru. Всех вам благ, удачной недели, чао, бай-бай.

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG