Ссылки для упрощенного доступа

Диссиденты - Виктор Ерофеев и Роман Полански


Роман Полански - один из главных героев недельной полемики
Роман Полански - один из главных героев недельной полемики
В последние дни в российской сети заметен небывалый разгул доносительства. Еще идут баталии по поводу заявления в прокуратуру, поданного на журналиста Александра Подрабинека , а уже разразился новый скандал – на сей раз вокруг писателя Виктора Ерофеева.

10 сентября 2009 года группа сотрудников и выпускников Московского университета (преимущественно филологов) обратилась со страниц газеты «Советская Россия» к некогда популярному актеру, а ныне Депутату Мосгордумы Николаю Губенко с письмом в защиту достоинства народа. В письме выражалось возмущение творчеством Виктора Ерофеева – в частности, его «русофобским» сочинением «Энциклопедия русской души» (1999 год ), и предлагалось применить к сочинителю надлежащие меры воздействия. Предысторию обращения расследовал у себя в журнале литературовед Олег Проскурин - и выяснил, что за письмом филологов стоят те же активисты ДПНИ, что преследуют сейчас Подрабинека. Только заявление по «делу Ерофеева» они отнесли в прокуратуру еще в марте 2009 года. Обеспечение академической поддержки застопорившемуся в прокуратуре заявлению взяла на себя некто Наталья Викторовна Масленникова. Проскурин рассказывает:

Масленникова прославилась не на академическом поприще, а как темпераментный публицист "патриотического направления" и " руководитель духовно-просветительской, научно-методической программы Сергиевские чтения". Эти чтения (беседы на уровне церковноприходской школы, с «православно-милитаристическим» уклоном) много лет устраиваются в МГУ с завидной регулярностью. Видимо, «так надо».
На обращении филологов неутомимая Наталья Викторовна не остановилась. Уже после публикации появился новый текст по теме – беседа Масленниковой с профессором Богатовой-Трубачевой (http://otchizna.su/default/846). Беседа длинная. Местами диалог живо напоминает разговор дамы просто приятной и дамы, приятной во всех отношениях. Но, конечно, с поправкой на изменившийся культурно-исторический контекст:
- Вы знаете, Наталья Викторовна, на мой взгляд, подобная писанина — это самая настоящая антигосударственная диверсия...
- Да, Галина Александровна, Вы верно это подметили.

Итог новым общественным настроениям подвел у себя в блоге пользователь a-gru:

Я не могу сказать, что согласен с тоном статьи Подрабинека.
Я не могу сказать, что Виктор Ерофеев мой любимый писатель.
Зато по тому, как общество отреагировало на их слова, я могу сказать, что в России снова сформировалось общественное сознание, не способное ничего осознать и осмыслить. Носители его способны лишь хором улюлюкать и толпой травить. Кого - неважно. Любого. Ещё немного, и эти носители обретут способность - а там, глядишь, и возможность - бить, крушить, стрелять и вешать. Причём заметьте, речь идёт не о лавочниках и скинхедах, речь о слоях образованных, учёных, пишущих. Да что там пишущих - мыслящих.

***
В англоязычной сети продолжают обсуждать арест Романа Полански. С критикой защитников Полански выступил на сайте американских интеллектуалов Crooked Timber Киран Хили – социолог и теоретик культуры из университета Дьюка в Северной Каролине. С особой мощью Хили обрушился на публикацию Энн Эпплбаум в газете «Вашингтон Пост», где журналистка называет арест Полански «возмутительным» и утверждает, что режиссер расплатился за свое давнее преступление хотя бы тем, что вот уже тридцать лет не может приезжать в Соединенные Штаты и снимать в Голливуде. Киран Хили переспрашивает:

Мы-то думали, что воздержание от визитов в США и Великобританию было со стороны Полански действием, которое он предпринял, чтобы избежать повторного ареста после того, как, изнасиловав несовершеннолетнюю, сбежал из страны. Оказывается, мы ошибаемся. На самом деле это наказание, которое Полански понес за свои действия. И вообще это все было сто лет назад. Пуританствующим американцам просто недостает присущего европейцам просвещенного отношения к вину за обеденным столом, к транквилизаторам, к изнасилованию детей. Как бы то ни было, мне хотелось бы более подробного разъяснения касательно того, кто в данной ситуации Настоящая Жертва, а также более тонкой разработки критериев, в соответствии с которыми людям выдают освобождение от ответственности за изнасилование малолетних. И того, что отобедать с Полански – истинное удовольствие, здесь явно недостаточно.

Один из комментаторов этой записи, некто Richard, иронически соглашается с негодующим культурологом:

Как вы правы! Все дело и вправду сводится к противостоянию Европы и Америки, и Европа, с ее аморальной цивилизацией и вездесущей старой аристократией, опять оплошала. С нетерпением жду комментариев Марка Штейна в том духе, что раз эти изнеженные европейцы терпят хиджаб, то их, с точки зрения морали, следует считать растлителями малолетних.

Упомянутый здесь ультраконсервативный журналист Марк Штейн, знаменитый своим нетолерантным отношением к нетолерантному исламу, об аресте Полански так ничего и не сказал: он был всецело поглощен критикой недавнего выступления президента Барака Обамы на Генеральной Ассамблее ООН. В своей речи Обама заявил, что недоволен сложившимся положением дел, в рамках которого разные нации все в большей степени определяют себя через различия с другими. Штейн пишет:

Хорошо это или плохо, но определяют нас именно различия – и если Барак Обама не понимал этого, выступая в аудитории, наполненной представителями Ирана, Судана, Саудовской Аравии, Северной Кореи, Венесуэлы, а так же представителями других не самых приятных форм общественного устройства, то это хорошо почувствовали телезрители, когда на трибуну поднялся полковник Каддафи. Они оба главы суверенных государств. Но если следующее цунами застанет вас на острове в Индийском океане, попробуйте позвать на помощь Ливию, а не Соединенные Штаты, и поглядим, что из этого получится.

– призывает в блоге на сайте консервативной калифорнийской газеты The Orange County Register пламенный трибун Марк Штейн. Что ж, Америка тоже не всегда политкорректна…
XS
SM
MD
LG