Ссылки для упрощенного доступа

Дербентский избирательный детектив


На митинг в Дербенте, по разным оценкам, собралось от нескольких сотен до пяти тысяч человек
На митинг в Дербенте, по разным оценкам, собралось от нескольких сотен до пяти тысяч человек
В Дербенте состоялся митинг сторонников проигравшего кандидата в мэры города. Они заявили о нарушениях в ходе голосования: треть участков не были открыты, а на некоторые участки голосовать не пускали сотрудники милиции. Митингующие потребовали отменить результаты выборов, на которых, по данным ТИК, победил действующий мэр. ЦИК России примет решение по выборам мэра Дербента через три дня.

В столице южного Дагестана Дербенте за кресло мэра боролись два главных кандидата: действующий глава города Феликс Казиахмедов и бывший прокурор республики, ныне глава Сулейман-Стальского района Дагестана Имам Яралиев.

В воскресенье в Дербенте на муниципальных выборах не открылось несколько избирательных участков. Выяснять ситуацию в этот город поехал полпред президента в ЮФО Владимир Устинов.

По итогам выборов, по данным дагестанского избиркома, ныне действующий мэр города Дербента, член "Единой России" Феликс Казиахмедов набрал около 68% голосов, а его соперник самовыдвиженец Имам Яралиев - 30% при явке в 55% избирателей.

Между тем в связи с многочисленными нарушениями на избирательных участках, выборы в Дербенте могут быть признаны недействительными. Член ЦИК Леонид Ивлев заявил, что решение по выборам в Дербенте будет принято в течение трех дней.

Сегодня в 15 часов в Дербенте начался митинг протеста и продолжался около двух часов. По разным оценкам, в нем приняли участие от пятисот до пяти тысяч человек.

Как рассказал корреспонденту Радио Свобода заместитель главы Сулейман-Стальского района Нариман Абдулмуталибов, в акции протеста участвовали "не менее пяти тысяч человек". Впрочем, как сообщил корреспонденту РС присутствовавший на митинге в Дербенте корреспондент "Пятого канала" Омар Магомедов, протестующих было "не больше пятисот - остальные собрались просто из любопытства".

В резолюции манифестанты потребовали отмены итогов вчерашнего голосования, поскольку более трети участков в день голосования не были открыты, рассказал Нариман Абдулмуталибов:

- Это был митинг протеста против действий республиканских властей, против фальсификации итогов выборов. На нем собрались представители всех этносов Дербента. Вчера 16 избирательных участков не работало. Вся республиканская власть, представители всех министерств и ведомств, все были в Дербенте. Каждому министерству, каждому ведомству было поручено руководить избирательным участком. А на этих 16 участках, где 90% были готовы проголосовать за Имама Яралиева, ситуацию контролировать они не смогли. Участки были искусственно закрыты под предлогом того, что нет кворума, где-то что-то заминировано. Кое-где не явились члены избирательной комиссии. Даже те участки, которые были открыты, то открывались, то закрывались.

- Что произошло с теми работниками избирательных комиссий, которые не явились на избирательные участки? Я имею в виду, прежде всего, Мурада Мурадова, председателя участковой избирательной комиссии № 30.

- Мурадов на работу в день голосования не явился. Накануне его просто избили и забрали люди в камуфляжной форме с автоматами, посадили в машину. Практически целый день он отсутствовал. Родственники, близкие очень переживали из-за этого. Объявился он к концу дня. До этого его пугали целую неделю, чтобы он не работал в избирательной комиссии, но он не поддался на угрозы. И вот результат...

Таких выборов в современной России, в истории СССР еще не было: сплошь и рядом нарушения. Люди, которым не дали возможности проголосовать, которые пришли и увидели закрытую дверь, сами подписывались: мы за Яралиева - и отдавали листочки в штаб Яралиева, - сказал Нариман Абдулмуталибов.

Мурад Мурадов, пропавший, а потом нашедшийся председатель участковой избирательной комиссии, рассказал в интервью РС, что 10 октября его избили на избирательном участке №30, куда он пришел накануне выборов как председатель - проверить готовность к голосованию:
В багажнике джипа меня доставили куда-то. 30 минут я лежал и думал, как выбраться

- Там уже были какие-то неизвестные, стали задавать вопросы. По их мнению, не я должен был быть председателем участка. В багажнике джипа меня доставили куда-то. 30 минут я лежал и думал, как выбраться. Не могу же я дверь открыть. Меня выпустили у здания администрации и били уже там. Рядом стояла милиция и ОМОН, но били те, кто был в гражданской одежде. Вечером меня отпустили, я подал заявление в правоохранительные органы. Сегодня прошел медицинское освидетельствование. Били, видимо, профессионалы: синяков нет. Так, голова болит. Судмедэксперт сказал, что передаст заключение следователю Следственного управления СКП по Дагестану, который ведет дело...

Между тем, вчера в ходе голосования на одном из участков в Дербенте случился конфликт между телевизионщиками и милиционерами, которые пытались отобрать у журналистов съемочную технику. В результате огнестрельное ранение ноги получил местный житель, ставший на сторону репортеров. Глава ЦИК Чуров сообщил, что "был зафиксирован один факт хулиганства с легким ранением ноги".

Почему в Дагестане сложилась такая напряженная выборная ситуация, анализирует политолог Энвер Кисриев:

- Часть избирательных участков не была открыта, и довольно большая - достаточная, чтобы выборы признать недействительными. Я затрудняюсь сказать, получилось ли так в ходе горячих столкновений, либо кто-то из конкурирующих сторон сделал это сознательно.

Два значимых конкурента - Казиахмедов, бывший и, видимо, будущий мэр, и Имам Яралиев, бывший прокурор республики и руководитель Сулейман-Стальского района - оба лезгины. Административный ресурс, конечно, на стороне Казиахмедова, поскольку президент Дагестана, когда пришел к руководству республикой, снял именно Имама Яралиева с должности прокурора республики. После этого обиженный Имам Яралиев выдвинулся в своем родном Касункемском районе от "Яблока". И "Яблоко", которое ранее никогда ничего не получало в Дагестане, победило на местных выборах. Видимо, земляки выступили на его стороне, поскольку Яралиеву отказалась содействовать партия власти.

- Сегодня в Дербенте прошел митинг в поддержку Яралиева. С чем связана такая поддержка населения?

- Сам по себе митинг вряд ли говорит о какой-то большой поддержке, хотя она не исключена. Лезгины в настоящее время в Дагестане - протестный электорат. Они недовольны властью, недовольны количеством лезгинов в руководстве, недовольны экономическими реформами. Лезгины раздражены своим нынешним статусом в Дагестане. Если у них есть свой кандидат, то, естественно, их сердца будут отданы ему. Я думаю, что Имам Яралиев в Дагестане сейчас очень популярен в южных районах среди лезгин. Население, особенно протестная его часть, может действительно быть возмущено и оказывает ему содействие. Но это может ни к чему не привести.

- Что вам известно о столкновениях с ОМОНом? Например, по некоторым сообщениям, ОМОН не пускал людей голосовать на участки.

- Был с одной стороны - ОМОН дербентский, с другой стороны - сотрудники МВД Дагестана из Махачкалы. Вчитываясь в информационные материалы, я подозреваю, что ОМОН был на стороне оппозиционных сил. А со стороны МВД из Махачкалы были какие-то решительные действия, направленные против них. Там очень сложно разобраться, потому что речь идет о внутрилезгинском конфликте, в котором административный ресурс Махачкалы на стороне одного из этих конкурирующих лезгин. А протестный электорат и массы недовольных - на стороне другого. Полпред Устинов должен был встретиться с Имамом Яралиевым. Я думаю, что будут пытаться как-то кабинетно-аппаратно эту проблему разрулить, - сказал Энвер Кисриев.

Напомним, что в 2010 году в Дагестане должны состояться выборы президента республики.
XS
SM
MD
LG