Ссылки для упрощенного доступа

Достучаться до президента


В Госдуме РФ 14 октября заседала только "Единая Россия"
В Госдуме РФ 14 октября заседала только "Единая Россия"
В среду зал пленарных заседаний Госдумы в знак протеста против итогов выборов, прошедших в российских регионах 11 октября, покинули депутаты от ЛДПР, "Справедливой России" и КПРФ.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, комментируя сложившуюся ситуацию, сказал, что фракция не вернется в зал заседаний Госдумы, пока не встретится с президентом РФ как гарантом конституции, чтобы обсудить нарушения в ходе прошедшего единого дня голосования. Коммунисты также высказали желание встретиться с главой государства.

Михаил Соколов: Сегодня в программе “Грани времени” мы обсуждаем последние события в Государственной думе России - бойкот заседания, совместный бойкот впервые за много лет. Выступили вместе ЛДПР, Коммунистическая партия и “Справедливая Россия”, они покинули зал заседаний.

Итак, у нас в эфире московской студии член бюро партии “Яблоко” Алексей Мельников, по телефону с нами депутат Государственной думы, член ЦК КПРФ Николай Харитонов, к нам присоединится политолог Михаил Тульский.

Я обращусь к Николаю Михайловичу Харитонову, опытному политику, в прошлом даже кандидату в президенты Российской Федерации. Николай Михайлович, почему вы и ваша фракция пошли вслед за ЛДПР из зала?

Николай Харитонов: Мы пошли не вслед, мы пошли самостоятельно. Просто в списке записавшихся, которые имели право выступить минуту при обсуждении повестки, мы были чуть позже. Я выступал попозже. И мы решили еще перед началом, что обязательно заявим о себе, заявим о нарушениях. Тем более, что много депутатов Государственной думы было в Марий-Эл.

Я возглавлял партийный список коммунистов в Марий-Эл. Но, к примеру, за четыре недели ни я, ни другие депутаты в государственное собрание республики Марий-Эл практически не имели возможности провести встречи под крышей - либо в доме культуры, либо в помещении, либо в здании и так далее. Уже не говоря о тех колоссальных нарушениях, которые произошли 11 октября.

Например, я сам в Йошкар-Оле был на 80-м участке. И примерно около одиннадцати я уже имел на руках копию протокола результатов на 80-м участке. Этот результат был: 29,5 - КПРФ, 49,4 - “Единая Россия”, 10,4 - ЛДПР. А получилось в итоге: “Единая Россия” - 64,5, ЛДПР - 7,2, КПРФ - 19,5, “Справедливая Россия” - 3,5, “Правое дело” - 2,2. То есть колоссальные нарушения, я уже не говорю об административном, информационном ресурсе. Практически добивались этого высокого результата с первой минуты. Наверное, еще не был начат подсчет голосов, а “Единой России” как вывесили 65%, так вокруг этой цифры всю ночь и плясали.
Я был вынужден приехать и на свое удивление увидел, что в кабинете у главы района, администрации, сидели представители участковой комиссии, у них были чистые протоколы и они спокойно писали тот результат, который хотели

Я сам не спал, всю ночь был на участках. Например, ездил в один сельский район, Медведевский. Там нам позвонил коммунист, которому участковая избирательная комиссия не отдала копию протокола. Я был вынужден приехать и на свое удивление увидел, что в кабинете у главы района, администрации, сидели представители участковой комиссии, у них были чистые протоколы и они спокойно писали тот результат, который хотели. Я тут же позвонил Чурову, председателю Центризбиркома. Отдал этой женщине, она по образованию учительница, трубку телефонную, Чуров с ней разговаривал. Затем мне Чуров перезвонил, сказал: из республиканского избиркома едут люди с милицией, ждите, обязательно приедут. Это примерно километров семь-восемь. Прождали мы полтора часа и уехали ни с чем. То есть, нарушения были колоссальные, и тем самым мы выразили сегодня протест. И получилось так, что и ЛДПР, и “Справедливая Россия”, и коммунисты, мы все вышли из зала заседания.

Михаил Соколов: Алексей Мельников занимался в Москве кампанией “Яблоко”. Алексей, ваш лидер говорит, что у вас на самом деле было 12 процентов голосов, а они превратились в какую-то ерунду, три процента, кажется.

Алексей Мельников: Пять.

Михаил Соколов: Пять раньше было неплохо, а теперь плохо. Как это происходило? Вы тоже считаете, что это фальсификация? Если бы вы были в думе, вы бы тоже ушли из зала?

Алексей Мельников: Знаете, эти выборы мы рассматриваем как репетицию того, что, по-видимому, планируется осуществить на выборах в Государственную думу в 2011 году и на выборах президента в 2012 году. Если с парламентскими фракциями позволяют такое делать - я имею в виду коммунистов и то, что здесь рассказывал Николай Михайлович Харитонов, если председатель Центральной избирательной комиссии Чуров не в состоянии фактически повлиять на те нарушения, которые происходят на уровне одного участка, о чем же можно говорить?
Такого не было никогда. Массовый отказ выдачи протоколов нашим наблюдателям, “яблочным”

Если говорить о Москве, о том, что мы здесь наблюдали, что наблюдали наши избиратели, что наблюдали наши члены избирательных комиссий... Массовые вбросы бюллетеней, “карусели” так называемые... То есть, на моей памяти вот эта кампания в Московскую городскую думу была вообще самой грязной кампанией за все годы моего участия в политической жизни и за годы участия в политической жизни “Яблока”. Такого не было никогда. Массовый отказ выдачи протоколов нашим наблюдателям, “яблочным”. Да, мы смогли закрыть меньше трети избирательных участков, сознательные граждане с нами работали, наши сторонники и так далее. Но там, где это было, это было таким образом.

Михаил Соколов: А действительно использовался пароль “Лужков” для тех, кто приходил с “каруселью” - это когда один и тот же бюллетень ходит по кругу, точнее, подменяется. Или что-то другое было?

Календарики, которые использовали "карусельщики" для предъявления членам избирательных комиссий на выборах в Мосгордуму 11 октября
Алексей Мельников:
По сведениям, которые мы получили от наших сторонников, они раздавали студентам и другим гражданам календарики с матрешкой. Эти “карусельщики” ездили с участка на участок, подходили к избирательной комиссии - подойти они должны были к тому человеку, у которого стоит флажок “Выборы 11 октября”. Если он стоит в стаканчике, значит можно обращаться, и люди давали или показывали эти календари (в некоторых случаях это была белая линия на паспорте), получали бюллетени и, соответственно, шли, бросали. Если флажочек лежал, это был знак того, что подходить не надо, здесь строгие наблюдатели и лучше ехать дальше, на следующий избирательный участок. У нас есть заявления наших молодых избирателей, которые пришли, попытались получить бюллетени и увидели, что там стоят совершенно чужие подписи.

Эти случаи зафиксированы, я не могу сказать, что в огромном количестве, но тем не менее, они зафиксированы. У нас есть соответствующие заявления. Сегодня “Яблоко” не признало результаты этих выборов. И сегодня на заседании московской городской комиссии представители коммунистов и представители “Яблока” заявили, что не признают результатов. Кстати сказать, и Жириновский, по-видимому, вложивший сюда много денег, их представитель тоже не признал результаты этих выборов. Соответственно, мы сказали, что есть целый ряд заявлений, которые не были рассмотрены участковыми избирательными комиссиями, и это одно из оснований, почему мы считаем, что выборы были нечестными, фальсифицированными.

Михаил Соколов: Николай Михайлович, я помню, что буквально перед выборами в Йошкар-Оле партия коммунистов провела массовую демонстрацию, причем демонстрацию с жесткими столкновениями с ОМОНом. И все-таки, несмотря на фальсификации, результат достаточно достойный - 19%. Значит, можно бороться, но тогда нужно выходить на улицу до выборов, а потом еще после выборов?

Николай Харитонов: Это произошло 2 октября, когда председателю партии, руководителю думской фракции Геннадию Андреевичу Зюганову не представили места, как и мне, за целый месяц. Президент Маркелов, который возглавлял список “Единой России”, не представил место. И Зюганов сказал по радио, по телевизору, что с вокзала с красным флагом пройдет до места на площади Ленина, где в 12 состоится встреча и отчет депутатов Государственной думы перед своими избирателями.

Кстати говоря, я два раза приезжал, в Государственной думе руководителей “Единой России” обращал внимание. Я был у Чурова, председателя Центризбиркома, вместе с Обуховым Сергеем Павловичем, Уласом, который возглавлял список в Мосгордуму. Мы говорили об этих нарушениях, я передавал целую папку документов Чурову. Практически никакого действия.

Я вам скажу, что у меня через руки прошло 118 копий протоколов Йошкар-Олы. По Йошкар-Оле “Единая Россия” набрала 47,6, ЛДПР 11,6, “Справедливая Россия” 6,26, КПРФ 26,87%. Это то, что прошло через мои руки. Затем, у нас всего 609 избирательных участков, потом больше не давали никаких протоколов, со скандалом, с руганью и так было до 4, до 6 утра. Ни печати не было, ни времени, когда выдавал копию. То есть тогда фальсификации делали.

Я скажу проще: “Единая Россия” в достижении желанного результата руководителей породила политическую коррупцию. И это происходит оттого, что сегодня нет прямых выборов губернаторов, президентов краев, областей и республик. Желание иметь угодливый парламент практически приводит к такой дискриминации прав и свобод избирателей Российской Федерации.


Полный текст программы появится на сайте РС в ближайшее время.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG