Ссылки для упрощенного доступа

Может понадобиться даже народ


Представители "Справедливой России", ЛДПР и КПРФ покидают зал заседаний Государственной Думы, требуют встречи с президентом... Ситуация, на первый взгляд, удивительная – о злоупотреблениях власти говорят политики, не просто с этой властью сотрудничающие, но сами этой властью являющиеся.

Сергей Миронов, лидер "Справедливой России" – третье должностное лицо в государстве. И, по идее, он должен не требовать публичной встречи с президентом (да еще и в компании Жириновского и Зюганова), а искать непубличной встречи с премьер-министром. Но происходит иначе.

Когда на прошлых выборах в Государственную Думу из обоймы возможных парламентских партий окончательно выпали "Яблоко" и СПС, у нынешних фрондеров это не вызвало особых эмоций. И в самом деле: либералы выглядели совершенно бесполезными в нынешней номенклатурной ситуации. Зато роли "Справедливой России", ЛДПР и КПРФ были расписаны по понятному сценарию, и опасаться за свое будущее такой оппозиции было нечего. К тому же к нынешним местным выборам был подготовлен проект "Правое дело" – чтобы те, кто еще не понял, что все удовольствие мира сосредоточено в "Единой России", тоже получили бы "своих" избранников.

Но случился кризис. А кризис - это всегда дефицит ресурсов. На всех не хватает. Именно поэтому российская многопартийная декорация стала стремительно превращаться в однопартийную. Именно поэтому больше нет никакого смысла думать о "Справедливой России", ЛДПР или "Правом деле" – самим бы, извините, хватило.

Когда ресурсов мало – тут уже не до декораций, тут даже у дома Подрабинека будешь топтаться, чтобы продемонстрировать свою нужность. И лидеры оставленных на произвол судьбы политических проектов (оставим в стороне КПРФ) – а также те, кто вкладывал в эти проекты собственные средства – поняли, что речь идет о выживании. Что за свое будущее придется бороться нетрадиционными методами. Что в тиши кабинетов больше решать нечего.

Конечно, это еще не начало настоящей политической жизни. Но до ее начала – считанные месяцы. Потому что ресурсов больше не становится. И борьба за них будет все ожесточеннее – между "партией власти" и "оппозицией", между президентом и премьером, между министрами, защищающими интересы своих ведомств, и между бизнесменами, составляющими антикризисные программы для главы государства, и бизнесменами, старающимися донести свои планы до главы правительства. И в этой борьбе оголодавших хищников все средства могут быть хороши – партии, масс-медиа, места в парламенте и региональных законодательных собраниях... А если ресурсов останется совсем уж немного, может понадобиться еще и народ.
XS
SM
MD
LG