Ссылки для упрощенного доступа

Кто архитектор Берлинской стены?


Одна из встреч Н.С.Хрущева с трудящимися ГДР, 1962 год
Одна из встреч Н.С.Хрущева с трудящимися ГДР, 1962 год
Сайт Радио Свобода начинает серию публикаций, посвященных 20-летию со дня падения Берлинской стены. Сегодня о роли Никиты Хрущева в строительстве стены вспоминает его сын Сергей Хрущев.

Историки могут спорить о том, кто первый придумал план строительства Берлинской стены – Никита Хрущев или Вальтер Ульбрихт. Сам Хрущев неоднократно вспоминал, как лидеры ГДР просили его остановить поток перебежчиков из восточной Германии на Запад. Но Хрущев совсем не собирался строить стену, чтобы создавать для ГДР особую экономическую зону. Стена была для него оружием в холодной войне. Сын Хрущева, Сергей, уверен в том, что его отец "строил" стену всего-то лет на пять:

- В начале августа 61-го года в Москве собралось совещание глав государств стран - членов Варшавского договора. Одним из вопросов повестки дня была просьба Ульбрихта о строительстве стены в Берлине, и такое решение на совещании было принято. Естественно, была надежда, что на какое-то время, как сулил Ульбрихт, прекратится отток мозгов из ГДР, а экономика страны начнет расти. Хрущев же искренне полагал, что настанет время, когда люди будут бежать не с востока на запад, а наоборот. С точки зрения Хрущева, это была стена не на двадцать-тридцать лет, а не больше чем на пять, ну, максимум на семь-восемь.

- Значит, он полагал, что стена – это такая временная подпорка экономики ГДР?

- Хрущев действительно надеялся, что если его реформы будут реализованы, то СССР и его союзников ждет процветание. Он уже планировал начать такие реформы – аналогичные тем, которые позже осуществил в Китае Ден Сяопин. Если бы это ему удалось, то, возможно, Советский Союз был бы сейчас единственной сверхдержавой.

- Может быть, строительство стены было просто желанием Хрущева насолить Западу?

- Эмоций здесь не было, а стена, к сожалению, это кажущийся легкий выход из положения. Нужно было ввести контроль над перемещением людей, которых другим путем остановить невозможно. Вместо того чтобы сделать так, чтобы люди не стремились уехать из страны, принимается простое решение – построить стену.

- Правда ли, что после встречи с Кеннеди в 61-м году в Вене Хрущев считал американского президента слабым политиком?

- Уверен, что Хрущев никогда не думал , что он сможет манипулировать слабым Кеннеди. Более того, он говорил, что Кеннеди - хозяин своей внешней политики. Отец вспоминал, что во время переговоров Кеннеди, например, в отличие от Эйзенхауэра, никогда не просил перерывов для совещания со своими советниками, а все решал сам. Он никогда не исходил из того, что можно манипулировать президентом Америки. Кеннеди ему понравился, и он считал, что с ним можно иметь дело. Но была холодная война, Хрущев вел свою политику, и главный вопрос на встрече в Вене был германский. Кстати, все хотели единой Германии. Кеннеди говорил, что "мы за объединение, если ГДР присоединится к ФРГ". Советский Союз считал, со своей стороны, что такое возможно, но только если ФРГ присоединится к ГДР. Хрущев говорил: будущее покажет, как все произойдет. Будущее и показало.

- Хрущев рассчитывал, что Германия объединится?

- Конечно. Он полагал, что Германия когда-то должна слиться в одно целое. Но он думал, что объединение Германии на базе ГДР произойдет, если мы докажем преимущество своей системы. Никита Сергеевич считал, что победит наша система, потому что дает лучшую жизнь людям. Так получилось, что слова Хрущева подтвердились, но только в обратном смысле.

- Вам не кажется, что Россия сейчас строит в отношениях с Западом тоже некое подобие стены?

- Россия еще не отгородилась стеной, но Россия стоит перед такой же дилеммой, как когда-то Германия. И президент Медведев, и премьер Путин говорят, что нужно возрождать нормальную экономику, промышленность и пытаются что-то для этого делать. Но отчасти это упирается в отсутствие кадров - люди не чувствуют себя комфортно внутри страны и уезжают. А их все время хочется вернуть или просто не отпускать. В таких случаях стена может показаться выходом из положения. Но это все равно как стакан водки выпить. Хорошо, но только до тех пор, пока похмелье не наступило.

- Высказывал ли Хрущев сожаление по поводу строительства стены?

- Разговора о стене не было. Хрущев же еще в 64-ом году видел, что все скользит вниз, в том числе и в ГДР. И стена была для него частным решением.
XS
SM
MD
LG