Ссылки для упрощенного доступа

Проверки сократились, поборы остались


Подавляющее большинство российских субъектов малого и среднего бизнеса — индивидуальные предприниматели
Подавляющее большинство российских субъектов малого и среднего бизнеса — индивидуальные предприниматели

До конца текущего года в России должны быть приняты поправки в законодательство, предусматривающие дальнейшее снижение административного давления на малых и средних предпринимателей. Однако одобренный ранее пакет государственной помощи этому сектору экономики пока не дал ожидаемых властями результатов.


По данным министерства экономического развития, сегодня доля малого и среднего бизнеса в России не превышает 15 процентов общего объема ВВП. Для сравнения, в развитых странах этот показатель варьируется от 50 до 70 процентов. В последнее время российские власти неоднократно заявляли о намерении стимулировать развитие этого сектора экономики. Уже в кризисный год правительство согласилось с дальнейшим расширением перечня льгот и преференций для малых и средних компаний в части кредитования, уплаты налогов и аренды помещений.


Предполагалось, что новые формы государственной поддержки должны были не только поддержать этот сектор национальной экономики в условиях кризиса, но и стимулировать увеличение его доли в целом. Представитель министерства экономического развития Наталия Ларионова считает, что хотя бы отчасти правительство своей цели достигло:


— В России 4 миллиона человек индивидуальных предпринимателей. Поэтому, когда мы говорим вообще о секторе малых и средних компаний, мы должны понимать, что в России это свыше 5 миллионов активно действующих хозяйствующих субъектов, из которых действительно к категории предприятий относятся чуть более миллиона экономических субъектов, а 4 миллиона — это граждане. И как реакцию на кризис мы видим, что именно в секторе индивидуальных предпринимателей наблюдается рост регистрации хозяйствующих субъектов. За последний год свыше 100 тысяч человек получили статус индивидуальных предпринимателей и начали осуществлять экономическую деятельность.


Несмотря на увеличение численности индивидуальных предпринимателей, количество малых и средних компаний в стране продолжает сокращаться, говорит в интервью РС президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Сергей Борисов:

Банковской подпитки практически нет, кредиты получают единицы. Виной тому изматывающее залоговое обеспечение, высокие, неподъемные ставки, которые подходят далеко не для всякого бизнеса

— По данным налоговой службы России, за первое полугодие (более свежих данных мы не имеем) доля вновь созданных предприятий на 47 процентов меньше, чем год назад. И еще я слышал от представителей Федеральной налоговой службы, что за этот период было создано 100 тысяч новых предприятий, а 250 тысяч прекратили свою деятельность. Конечно, эти данные нужно еще проверять, но это тренд, очень похожий на реальность. Банковской подпитки практически нет, кредиты получают единицы. Виной тому изматывающее залоговое обеспечение, высокие, неподъемные ставки, которые подходят далеко не для всякого бизнеса, а только, наверное, для каких-то узких направлений. Вот малый бизнес и начал проедать собственные средства. Обещанные государством средства, деньги Внешэкономбанка, поступили поздно, только в конце лета. И я думаю, что мы только наполовину удовлетворили заявки регионов по федеральной программе развития малого бизнеса, объем которых составляет около 10 миллиардов рублей. Если государство верит в малый бизнес, оно должно давать на него не 2 процента от всего антикризисного пакета, а чуточку больше.


Помимо дополнительных мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, еще одно важное решение, принятое в первой половине года, по словам представителя Министерства экономического развития Наталии Ларионовой, было связано со снижением административного давления на бизнес:


— Был резко снижен гнет проверок, которым раньше подвергались малые и средние компании. Прежде всего, было введено ограничение на периодичность проверок — теперь малые и средние компании могут проверяться не чаще, чем один раз в три года. Введены часовые лимиты на проведение проверок. Кроме того, введено правило, которое в условиях России оказало существенное влияние — возможность проведения внеплановых проверок только с санкции прокуратуры. На практике мы видим, что прокуратура не санкционирует до половины назначаемых проверок, в ряде субъектов Российской Федерации проверки сократились на 80-90 процентов.


Представители бизнес-сообщества не могут отрицать, что число различных проверок в последние месяцы сократилось. Но, как отмечает президент "ОПОРЫ России" Сергей Борисов, чиновники уже нашли способ компенсировать свои потери:


— Да, действительно, проверки сократились в полтора раза. Это действительно достижение, но мы еще не можем его "пощупать" в экономических показателях. А степень жадности-то осталась. Чиновники стали более изощренными и более жадными. Есть огромное количество жалоб на то, что в абсолютном выражении суммы косвенных поборов растут. Поэтому срочно нужно разбираться с платными услугами, которыми, как полипами, обросли многие министерства и ведомства, насоздававшие себе карманных структур.


Тем не менее, российские власти готовы принять новые решения, ограничивающие действия чиновников в отношении бизнеса, заверяет Наталия Ларионова:


— Мы надеемся, что до конца года будут приняты поправки, которые распространят требования о проведении проверок с санкции прокуратуры не только на малые компании, но и на все экономические субъекты. Кроме того, они предусматривают переход к комплексным проверкам. Необходимо избавить предпринимателей от постоянного посещения различных проверяющих органов, а свести все к одной проверке с участием их представителей.


Кроме того, по словам представителя министерства экономического развития, в стране предполагается ужесточить ответственность проверяющих, замеченных в нарушении действующего законодательства.

XS
SM
MD
LG