Ссылки для упрощенного доступа

Рожденный бегать


В воскресенье около 40 000 человек выйдут на старт Нью-йоркского марафона, и у многих есть шанс добраться до финиша. В прошлом году по всей стране 425 000 бегунов сумели завершить дистанцию, что на 20% больше, чем 10 лет назад. Эта статистика особенно поражает, если вспомнить печальную судьбу самого первого марафонца.

С тех пор дальний бег стал символом выносливости человека. Возможно, говорят сегодня ученые, именно он и сделал Homo Sapiens царем животных. В спринте, как все двуногие, кроме кенгуру, мы уступаем многим зверям, зато в беге на длинные расстояния у нас почти нет равных. Лишенные меха и снабженные замечательной системой охлаждения в виде потовых желез, люди в жаркий день способны обогнать в марафоне даже лошадь. Антропологи считают, что первые охотники убивали дичь, загоняя ее, как борзые. Даже в 21-м веке так с успехом охотятся бушмены Африки. И это значит, что марафон будит в нас первобытные инстинкты.

Но если сам марафон ведет нас в глубокую древность, то его участники пришли из будущего. Кончились те идиллические времена, когда двукратный олимпийский чемпион, эфиопский почтальон и марафонец Абебе Бекила побеждал босиком. Сегодняшние бегуны оснащены не хуже космонавтов. В их кроссовки вставлены чипы, сообщающие организаторам о продвижении бегуна. Каждые пять километров это же устройство посылает болельщикам е-mail со сведениями о том, как идут дела у их кумиров. Одни спортсмены пользуются сателлитным позиционирующим устройством, позволяющим следить за ходом соревнования. У других - сердечные датчики, говорящие (буквально) об уровне усталости. Третьи бегут, не расставаясь с мобильными телефонами, которые служат им еще и фотоаппаратами. И, наконец, каждый пятый марафонец выходит на старт в наушниках, чтобы слушать любимые песни, подбадривающие марши или команды метронома, помогающего поддерживать наиболее выгодный на этой дистанции ритм - 180 шагов в минуту. Нью-йоркский марафон - парад новейшей технологии, эскалация которой, однако, не отменяет древней природы самого состязания.

Дело в том, что маршрут Нью-йоркского марафона проложен таким образом, что участники должны обежать все пять районов или, как они у нас называются, все пять боро города, включая дальний остров Стэйтен-Айленд, о котором в обычные дни нью-йоркцы редко вспоминают. Но марафон - день необычный. Он превращает будни в праздник, причем – архаический.

Марафонский бег обязан античности не только своим происхождением, но и магической функцией. В Древней Греции были ритуальные шествия: жители каждого полиса обходили его границы, закрепляя тем самым священный союз между городом и его защитниками и хранителями. Отзвук этого старинного обряда можно найти и в современных марафонах, неслучайно ставших необходимой принадлежностью всякого мегаполиса. Грандиозный массовый забег – обряд, восстанавливающий наглядное единство огромного города, разобщенного на множество микрорайонов. Обегая Нью-Йорк, марафонцы огораживают его невидимой стеной, ежегодное обновление которой приветствуют миллионы восторженных зрителей.
XS
SM
MD
LG