Ссылки для упрощенного доступа

В Музее и Общественном центре имени Сахарова День памяти жертв политических репрессий встретили двумя акциями - открытием выставки "В памяти - Колыма" и показом документального фильма "Варлам Шаламов. Несколько моих жизней". Фильм снят по мотивам "Колымских рассказов" писателя.

Документальный фильм о Шаламове был снят Александрой Свиридовой и Андреем Ерастовым в 1990 году, однако ленту мало кто видел. Ее в основном демонстрируют на фестивалях и клубных показах, вроде того, что состоялся в Сахаровском центре. Среди тех, кто пришел сюда, литературовед Ирина Сиротинская, правопреемник, публикатор и хранитель наследия писателя:

- Архив он мне сам отдал, потом я собирала некоторые мемуары. Я все опубликовала, так что моя совесть перед Варламом Тихоновичем чиста. Говорить, конечно, об этом надо и надо читать Варлама. Вот шеститомник вышел и мгновенно разошелся, так что у Варлама посмертная судьба, можно сказать, счастливая. Вот немцы его издали и пишут мне, что он так оказался востребован, что они делают второй тираж. Во Франции вышел Шаламов, в Италии. И сейчас еще бывшие страны соцлагеря спохватились, что у них нет Шаламова в переводе.

- Вы очень много лет были не просто знакомы, но и дружны с Шаламовым. Наложилась ли лагерная жизнь на его предпочтения, на его решения?

- Главное – на здоровье. У него же три срока, это сплошные мучения.

- Какие книги были опубликованы при его жизни?

- Стихи публиковались. Раз в три года, чтобы просто не дать ему помереть с голоду, публиковался сборничек. Он получал гонорар, 3 тысячи, что ли. Он чувствовал себя вполне обеспеченным. После Колымы-то…

Колыме посвящен и цикл картин Людвига Симонова, который, как и Шаламов, рассказывает обо всех кругах лагерного ада. Юношей Симонов путешествовал по этому краю с геологической партией и не только наблюдал здесь жизнь зеков, но и общался с ними. Написанные светлой темперой картины словно подернуты щадящей дымкой – уж слишком страшны сюжеты. Вот какое объяснение дает куратор выставки Наталья Самовер:
Людвиг Симонов восходит от описания к символу. Посмотрите внимательно на эти работы. Они как бы подернуты туманом, как будто бы прикрыты облаками или папиросной бумагой

- Формировался совершенно уникальный взгляд Людвига Симонова на Колыму. Он видел то же, что видели заключенные, но он при этом был свободен. Он был очень молодым человеком, талантливым, внимательным. И то, что он увидел, он хранил в памяти до середины 80-х годов, и с этого времени он начал работать над этой серией картин. Внимательно присмотревшись к ним, вы увидите, что в них есть некоторая сюжетная связь. Некоторые из них посвящены каким-то эпизодам, происходившим на Колыме. Эти картины – практически свидетельства очевидца. Другие картины отличаются от них обобщенностью образа. Людвиг Симонов восходит от описания к символу. Посмотрите внимательно на эти работы. Они как бы подернуты туманом, как будто бы прикрыты облаками или папиросной бумагой, что препятствует видеть подробности. Это свойство памяти, в ней ведь не остается лишних мелких деталей. Художник зарисовывает свои воспоминания, в них нет лишнего, но в них есть главное. Возможно, у некоторых из этих людей были конкретные имена. Он писал и тех людей, которых знал, писал и по воспоминаниям своих знакомых заключенных. У него в семье также были люди, которые подверглись политическим репрессиям, и семейные воспоминания тоже претворились в эту серию картин.

А вот воспоминания сестры художника – Елены Симоновой, которая после блокадного Ленинграда вместе с братом оказалась на Колыме:

- Когда мы приехали на Колыму, я окончила 9 классов. Меня как комсомолку направили в пионерлагерь вожатой. Конечно, приехали мы худые, страшные. Работали там только мужчины, бывшие ЗК - в столовой, обслуживающий персонал. И каким-то образом распространился слух, что мы с войны приехали. И у меня в тумбочке каждый божий день появлялись свежие пирожки. Кто приносил? Люди сами хватили столько горя, что они представляли, что такое война, и как мы через весь Советский Союз попали на Колыму.

Теперь хочу вам сказать о выставке. В первый момент у зрителей шок: почему все белое? Колыма – там разряженный воздух. Лозунг такой: 12 месяцев зима, а остальное – лето. Магадан – это еще курорт, а когда выше… Мы жили в Сусумане – это 600 километров севернее, и в Ягодном учились в интернате. Зимой говорить нельзя – задыхаешься. Все кругом в тумане, кислорода не хватает…

Полностью цикл колымских картин Людвига Симонова показывается впервые. Художник не дожил до этой выставки. Его не стало нынешней весной.

Ваше мнение

Показать комментарии

Российский Открытый (Международный) фестиваль документального кино АРТДОКФЕСТ / Russian Open Documentary Film Festival “Artdocfest”
XS
SM
MD
LG