Ссылки для упрощенного доступа

Литовский путь для Киева и Минска


Белорусский президент стал в Киеве частым и желанным гостем
Белорусский президент стал в Киеве частым и желанным гостем
В Киеве прошла встреча министров иностранных дел Белоруссии, Украины и Литвы. Три государства "достигли определенного прогресса в формировании многосторонних механизмов "Восточного партнерства" – так было отмечено на брифинге по итогам встречи Сергея Мартынова, Петра Порошенко и Вигаудаса Ушацкаса.

Событие надо рассматривать с двух сторон. Это в некотором роде продолжение линии ГУАМа, потому что "Восточное партнерство" – это его некая новая редакция. Есть и существенные отличия. ГУАМ был формой альтернативы внутри СНГ, и соответствующим уровню Содружества был и его статус, и внимание к нему со стороны. Он был формально признан, но не более того. "Восточное партнерство" инициировано Евросоюзом, у него несколько иная философия и иной состав участников, но их попытка самоутверждения в обход России позволяет, пусть и с определенной долей условности, назвать "Восточное партнерство" "ГУАМом сегодня".

А в этом контексте имеет смысл рассмотреть киевскую встречу с позиций каждого ее участника. Для Украины это логическое продолжение линии Ющенко: демонстративное дистанцирование от Москвы с уважительным вниманием к ее оппонентам и участие в любых инициативах, которые могли бы в какой-либо форме подчеркнуть ее европейский вектор. После торжественной встречи Михаила Саакашвили второй разза несколько недель в Киеве приветствуется Лукашенко. Однако через два месяца выборы, на которых особых шансов у Ющенко нет. Тот, кто будет после него, в принципе эту линию будет поддерживать в содержательном плане, но по форме уже не столь демонстративно.

Что касается Белоруссии, то Лукашенко продолжает свое вхождение в этот "европейский ГУАМ". Он использует любую возможность для того, чтобы в него ворваться, для него не имеет значения фамилия лидера-партнера, с разной степенью успешности он работает и с Ющенко, и с Саакашвили, и с Алиевым. Словно наверстывая упущенное время, в течение которого от истинного ГУАМа он дистанцировался. Кроме того, он словно фиксирует очередную точку своего позиционирования на оси Запад-Восток, и пасы, которые выдают ему то европейцы, то Киев, оказываются каждый раз довольно острыми.

И, наконец, участие Литвы в этом мероприятии тоже выглядит достаточно логичным. Уже стало привычным на позиции главного европейского уполномоченного по делам "Восточного партнерства" видеть Польшу. Но если Евросоюз намерен расширять круг ответственных за этот процесс, то выбор естественно должен был пасть на Литву. В конце концов, еще задолго до ГУАМа говорилось о гипотетическом балто-черноморском партнерстве – примерно с теми же функциями и мотивами. На месте Литвы теоретически может оказаться и Латвия, но ей сейчас не до этого. И Литва, давно выражавшая готовность стать одним из медиаторов "европеизации" фрондирующей части СНГ, оказалась чрезвычайно на месте. Пока это и есть формула "Восточного партнерства" и его главный и пока единственный ресурс: наличие общего оппонента.
XS
SM
MD
LG