Ссылки для упрощенного доступа

“Потерянный рай” в галерее “Проун”




Марина Тимашева: Одним из самых отрадных событий стало открытие в московской галерее “Проун” выставки “Потерянный рай”. Ее устроителям удалось создать на редкость гармоничную экспозицию, в которой были представлены произведения далеких друг от друга эпох и стран. Рассказывает Лиля Пальвелева

Лиля Пальвелева: Райские кущи вместе с Адамом и Евой и всяческим дружелюбным зверьем, населявшим Эдем – быть может, самый излюбленный изобразительным искусством мотив. Теме рая можно посвятить тома монографий или, скажем, не отдельные выставки, а целые музеи, и все будет мало. Поэтому сотрудникам галереи “Проун” нужно было придумать для себя какие-то рамки, делающие замысел более четким. Формальный признак – вся выставка собрана из произведений, находящихся в частных коллекциях. Куда более важное обстоятельство: у всех экспонатов есть одна общая примета. На нее обращает внимание любой, даже совсем неискушенный посетитель выставки. Это простодушный взгляд автора на предмет изображения, ничем не омраченное состояние доверчивого любования миром. Потому так уместно соседство в одном пространстве, скажем, созданного детьми мультфильма про рай и написанного Пиросмани льва. К нему в пару на выставке можно найти оленя – с такими же кроткими очами. Автор неизвестен и был он явно самодеятельным художником.
Арт-директор галереи “Проун” Марина Лошак подчеркивает.



Марина Лошак: Кроме вещей известных художников, там присутствует то, что мы называем “Н.Х” - произведения неизвестных художников, но совершенно чудесные. Среди них олень, которого я обожаю просто, еще несколько картин. Мы не знаем, кто их сделал, но они прекрасно работают на эту тему. Мы очень любим этот микс, мы всегда стараемся на своих выставках это совмещать для того, чтобы подчеркнуть, что в искусстве нет профессионалов и не профессионалов, а есть, в общем, искусство.

Лиля Пальвелева: Мини искусство.

Марина Лошак: Да.

Лиля Пальвелева: Самая большая неожиданность выставки: хотя здесь есть и русская икона 16-го века с сюжетом “Благоразумный разбойник”, и резные ангелочки из старинного иконостаса, но также тут представлен материал, который имеет отношение вовсе не к христианскому раю. И вот что говорит Марина Лошак о структуре выставки.


Марина Лошак: Мы пытались поразмышлять о том, что такое рай пошире, и сконцентрироваться на каких-то нескольких соображениях. И одно самых главных это то, что это состояние гармонии, которое мы называем раем, то есть вот эта любовь, красота, жизнь, то, что заслужено нами в результате наших благих поступков и, вообще, нашего состояния души, это стремление любого человека к внутренней свободе, которая позволяет нам отбросить всю ту шелуху негативных традиций, социальных привязанностей, и почувствовать себя ребенком. Поэтому на этой выставке все перемешано. И нам нужны были обязательно вещи наивных художников. Причем, как я считаю, великих наивных художников, которые на самом деле ближе всего к этому ощущению. И это произведения известнейших художников Леонова, Волковой, Нико Пиросмани, Зазнобина, Ригина, скульпторов и живописцев, которые в этом изумительном детском восприятии сумели прожить жизнь. Но одновременно с этим там появились тибетские танки, на которых воспроизведено негативное состояние тибетских мудрецов, которые уже приближаются к самадхи, к раю путем медитации. И рядышком с ними находится экран, на котором нами записана Кри́йя йо́га - кундалини йоги, которая называется “Как быть ангелом”. И когда ты начинаешь ее делать, то твой учитель тебе говорит, что если ты ее будешь делать каждый день, то в результате у тебя вырастут крылья, и ты ощутишь полет. Так что любой человек, который придет на выставку, у нас даже есть коврик для йоги, может присоединиться и таким способом тоже попытаться приподняться над действительностью. Здесь же мы должны были вспомнить, безусловно, об истории хиппи, поскольку это 10 цветов, которые это состояние райской свободы несут в себе. Поэтому фильм Хоппера “Беспечный ездок”, вот мы вынули как раз тот сюжет, который связан с концентрацией этой темы, в бассейне, подчеркивает это состояние. И дальше, на следующем дисплее - фильмы Андрея Лошака, который рассказывает о нашем сегодняшнем состоянии, как нынешние бизнесмены, люди офиса, как они бегут в некие прекрасные страны и там пытаются повторить историю хиппи.

Лиля Пальвелева: Декоративно-прикладное искусство на выставке представлено только одним экспонатом. Но зато каким! В старательной симметрии на черной простой тряпочке масляными красками жирно выведены ярчайшие цветы и птички. Рай, да и только! На этикетке написано “Цыганский ковер”. Впрочем, наша собеседница уточняет.

Марина Лошак: Это покрывало на кровать, действительно цыганское, 20-х-30-х годов, из коллекции Параджанова, написанное красками на черном сатине, которое я случайно увидела на фотографии, когда мы говорили с племянником Параджанова на совершенно другую тему - о его фильме, который он готовит про великую примитивисту украинскую Марию Примаченко. И вот мне показывал фотографии, и на одной из этих фотографий я увидела его, стоящим на фоне этого ковра. А он у него висел как ковер, хотя это покрывало. И когда я его увидела, сразу поняла, что это просто предмет необходимый нам совершенно. И вот он любезно нам его тоже дал на выставку.


Лиля Пальвелева: Кто автор ковра – неизвестно, но при этом, говорит Марина Лошак, есть на выставке и громкие имена – изощренных художников, которые в поисках новой выразительности обращались в свое время к примитиву.

Марина Лошак: Предположим, знаменитая работа Петрова-Водкина - Адам и Ева , Ольги Розановой, великой художницы русского авангарда, известная работа с ангелами. Там же мы рассуждаем о теме Аркадии, когда художник стремится создать этот рай искусственно, поэтому там работы Тимура Новикова и оригинальные фотографии великого нидерландского фотографа Бен Глодена который, живя на Сицилии, в Таормине, воспроизводил на этих фотографиях прекрасных юношей и девушек, которые как бы повторяли собой, этим своим бесконечно прекрасным образом жизни, своими прекрасными телами, эту вот возвышенную ситуацию.

Лиля Пальвелева: Он за прообраз брал античную скульптуру?

Марина Лошак: Абсолютно точно. Античная скульптура, которая тоже воссоздает некий образ красоты, человеческой красоты и возвышенного начала. Вот там есть как раз фотография девушки и юноши. Внутри этой же выставки находятся гравюры из детской Библии 18-го века, которые фиксируют вот этот чудесный мир, наполненный птицами, зверями, людьми, которые путешествуют по этой прекрасной земле.

Лиля Пальвелева: Что поделать, работы современных авторов – с горчайшим привкусом.

Марина Лошак: Тема, которую представляет Дмитрий Топольский, молодой художник, мы взяли часть его инсталляции с нимбами, это два таких очень брутальных, очень драматичных, как мне кажется, предмета, предназначенные для женщины и для ребенка. И, напротив, на стенке находятся два рисунка Чекрыгина, замечательного русского художника, где эта ангельская тема представлена во всем драматизме, который свойственен личности этого художника. “Табуретка” Ильи Кабакова, где он рассуждает как раз на эту же тему, где полет ангела над городом говорит о бренности всего, что происходит в нашей жизни и о необходимости возвыситься.

Лиля Пальвелева: Возвышенное и банальное явлены в равной мере. Ангелок летит над землей, над домиками и зеленой травой. Но вместо неба - днище белой табуретки, к которому и прикреплен крылатый летун.
XS
SM
MD
LG