Ссылки для упрощенного доступа

Здесь раздают иконы


В борьбе за икону "Богоматерь Одигитрия" победили жители элитного коттеджного поселка "Княжье озеро".
В борьбе за икону "Богоматерь Одигитрия" победили жители элитного коттеджного поселка "Княжье озеро".
Икона "Богоматерь Одигитрия" покинула Русский музей и в течение нескольких месяцев будет находиться в новой церкви элитного коттеджного поселка "Княжье озеро". Разрешение на передачу поступило из министерства культуры. Искусствоведы обеспокоены судьбой других памятников культуры, в частности, Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове и иконостаса Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале.

Икона "Богоматерь Одигитрия" XII – XIV веков пробудет в храме Александра Невского до 22 сентября 2010 года. Основанием для передачи иконы послужило разрешение Министерства культуры:

– Министерство культуры направило в Русский музей документ – "Разрешение на временное экспонирование музейных предметов из музейного фонда России" за подписью заместителя министра Екатерины Чуковской, – пояснила пресс-секретарь министра культуры Наталья Уварова. – Такое разрешение выдается при наличии всех документов, подтверждающих возможность выноса музейного предмета. В их число, в частности, входят заключения реставрационной и фондово-закупочной комиссии музея; все акты состояния иконы; итоги проверки временного местонахождения иконы; обязательство пользователя предоставить для музейного предмета все необходимые условия; наконец, страховка.

Таким образом, заявления сотрудников отдела древнерусского искусства Русского музея о невозможности транспортировки иконы услышаны не были.

– Вчера во второй половине дня фургон с иконой покинул территорию Русского музея и направился в поселок "Княжье озеро", – рассказывает старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея Ирина Шалина. – Последней нашей просьбой было сократить срок пребывания иконы в поселке до полугода. Это просьбу не удовлетворили, лишь немного уменьшив срок: икона будет находиться вне Русского музея до 22 сентября 2010 года (первоначально икону планировали забрать из музея на один год. – РС). Позиция сотрудников древнерусского отдела с самого начала была негативной: состояние иконы не позволяло перемещать ее вне музея; даже внутри музея ее передвижение ограничивалось. Нас настораживает профессиональный уровень людей, которые взялись теперь за сохранение иконы. Нам поступили сотни звонков с поддержкой от западных и российских коллег. Сейчас они собирают подписи в нашу поддержку, например, коллеги из Музея истории религии в Санкт-Петербурге и из Эрмитажа, – сказала Ирина Шалина.

Сотрудники отдела древнерусского искусства накануне сами собрали подписи под обращениями к президенту Дмитрия Медведеву, министру культуры Александру Авдееву, председателю комиссии Совета Федерации по культуре Александру Дзасохову. В обращениях они объясняли, почему икона, по их мнению, должна остаться в Русском музее.

– Как нам сказали в дирекции Русского музея, на наше письмо ответили только в Совете Федерации, – говорит Ирина Шалина. – Ответили по телефону директору Русского музея, хотя письмо подписали мы. В Совете Федерации ознакомились с документами о вопиющем состоянии иконы и признали все действия министерства культуры по ее передаче правильными...

Ирина Шалина добавила, что ее коллеги планируют организовать международный музейный симпозиум при поддержке ЮНЕСКО, на котором было бы принято "твердое и весомое решение о дальнейшей судьбе музейных памятников".

Тем временем искусствоведы озабочены вероятностью передачи церкви еще как минимум одного уникального памятника древнерусской культуры – Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове.

Собор расписан фресками XII века, общая площадь которых составляет более двух тысяч квадратных метров. Сейчас собор находится в ведении Псковского музея; с 1993 года две реставрационные организации восстанавливают фрески: "Спецпроектреставрация" и Межобластное научно-реставрационное художественное управление.

Разговоры о передаче собора церкви ведутся уже более 10 лет. Историю вопроса напомнил в интервью Радио Свобода реставратор фресок Владимир Сарабьянов, главный искусствовед художественного управления.

– Представители Псковской епархии многократно обращалась и в министерство культуры, и к Путину, и к Медведеву с письмами о передаче Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в ее ведение, – напоминает Владимир Сарабьянов. – В конце 1990-х годов церковь пыталась получить собор и отреставрировать его самостоятельно по принципу "дешевле и быстрее". Если собор будет передан Церкви, нормы эксплуатации соблюдены не будут. К тому же в монастыре есть церковь, в которой могут молиться прихожане. Передача – вопрос имущественный: он находится в ведении чиновников Росимущества и Министерства культуры. Писем из этих ведомств о необходимости отдать икону церкви пока не поступало. Однако ситуация очень неопределенная, ее стоит рассматривать в контексте общей тенденции заигрывания с церковью и растаскивания государственного фонда. Список подобных объектов под угрозой – бесконечный, – заключил Владимир Сарабьянов.

Другой памятник культуры, будущее которого вызвало у экспертов опасения, – иконостас Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиевского монастыря, который с 1954 года находится в ведении Музея имени Андрея Рублева. Как сообщил сегодня Радио Свобода директор музея Геннадий Попов, в минувшую пятницу он получил письмо из министерства культуры с просьбой рассмотреть возможность возвращения иконостаса в собор. Факт отправления письма подтвердила пресс-секретарь министра культуры Наталья Уварова. Собор входит в комплекс Владимиро-Суздальского музея-заповедника. То есть формально Музей Андрея Рублева попросили рассмотреть возможность передачи иконостаса не в церковь, а в другой музей. Однако иконы, по словам Геннадия Попова, нельзя перевозить никуда:

– Просьба поступила не от церкви, а из кругов государственных, – объясняет Геннадий Попов. – Это пожелание носит неправдоподобно романтический характер: не будь музея Рублева, эти иконы бы в Суздале погибли. Иконостас состоит почти из 70 икон, каждая средней площадью в два квадратных метра. Это выдающиеся образцы московской и поволжской иконописи 1660-х годов. Все они в жутком виде, с них крошится серебро. Каждую неделю одна из икон ложится на реставрационный стол, как на операционный. Перевозке они не подлежат, только ношению, но до Суздаля идти далеко. До 20 декабря нам придется дать экспертное заключение. Однако самое разумное – создать копии иконостаса, – заключил Геннадий Попов.
XS
SM
MD
LG