Ссылки для упрощенного доступа

"Рабочий и колхозница": из советского в постсоветское


"Рабочий и колхозница" вернулись в Москву.
После шестилетней реставрации около ВВЦ (так сейчас называют Выставку достижений народного хозяйства) вновь установили памятник "Рабочий и колхозница" работы Веры Мухиной и Бориса Иофана. В пятницу вечером состоялась торжественная церемония открытия знаменитой скульптурной группы.

К этому событию в Музее архитектуры имени Щусева приурочили выставку, рассказывающую об истории создания памятника. Говорит завотделом музея Ирина Чепкунова:

- Этот памятник создавался совместно архитектором и скульптором. Идея композиции – две фигуры, которые в вытянутых руках держат серп и молот, - принадлежит Иофану, а не Мухиной. Это все сделал архитектор. Скульптурная композиция была нарисована на крыше павильона Советского Союза на выставке в Париже. И после того, как был сделан проект павильона, был объявлен конкурс на скульптуру. В нем приняли участие и Мухина, и другие скульпторы, но выиграла его Мухина. И вот тогда они стали работать вместе. Потом имя Иофана отошло на второй план, потому что, видимо, скульптура лучше самого павильона, хотя именно павильон получил высшую оценку жюри международной выставки в Париже. Мухина в 1938 году даже написала небольшую статью в архитектурную газету, опровержение или разъяснение, где она пишет: "Я прошу считать меня соавтором архитектора Иофана, он так же, как и я, является автором скульптуры".

Скульптура стоит у входа в ВДНХ. Причем, когда она ставилась, это был главный, Северный вход ВДНХ. Тогда еще не было Центрального входа. Получалось, что ее ставили перед главным входом как скульптуру, которая была оценена на международной арене в Париже. А в 1940 году скульптура стала символом "Мосфильма".
Это совершенно отвлеченные символы социальной мечты 30-х годов. Они были. Они двигали многими людьми

Я думаю, в первую очередь, к ней относятся как к знаку "Мосфильма", потом – как к знаку советского времени. Чем больше времени пройдет, тем меньше останется воспоминаний об эпохе, даже о парижской выставке. Видите, Иофан совсем уже вычеркнут из числа авторов. Это все уйдет, останется скорее символ "Мосфильма", символ советского времени и единственная скульптура, которую знают все.

Говорит академик Российской академии художеств, искусствовед Александр Морозов:

- Сейчас это идеологическая символика. Группа Мухиной "Рабочий и колхозница" четко воспринимается только специально ориентированными людьми, которые очень озабочены идеологическими проблемами трансформации нашего общества, нашего сознания из советского в постсоветское. А вообще рядовой гражданин и зритель, даже образованный человек все-таки видит это как образ, который он связывает, может быть, с лучшими представлениями той мечты о некотором идеальном, коммунистическом будущем, в котором должен быть вот такой здоровый, сильный и прекрасный человек.

Но это не связывается с чисто тоталитарными категориями. Меньше всего здесь идет наслоение этих жутких страниц нашей истории, которые называются сталинщиной. Есть существенная разница между памятниками режима, которые действительно воплощали образ какого-то конкретного политического деятели, тем более, глубоко запятнавшего себя террором, кровью, - и "Рабочим и колхозницей". Это совершенно отвлеченные символы социальной мечты 30-х годов. Они были. Они двигали многими людьми. Мухина их великолепно воплотила.

Это один из самых творческих, живых и ярких памятников, выдерживающих сравнение со всей мировой практикой неоклассического искусства 30-40-х годов. Это один из лучших образцов мировой классики того времени - именно в этой тенденции. Не в авангардной, естественно, - там были свои прекрасные достижения. А вот что касается неоклассики - это гораздо выше и больше, чем наше тоталитарное прошлое.

Мухина - очень честный человек, человек трагической судьбы. Она совершенно не была лизоблюдом, придворным иконографом типа Александра Герасимова. Это абсолютно другая судьба.

Смотреть комментарии (10)

Форум закрыт, но Вы можете продолжить обсуждение на Facebook-странице Радио Свобода
 
XS
SM
MD
LG