Ссылки для упрощенного доступа

"Рабочий и колхозница": из советского в постсоветское


"Рабочий и колхозница" вернулись в Москву.
"Рабочий и колхозница" вернулись в Москву.
После шестилетней реставрации около ВВЦ (так сейчас называют Выставку достижений народного хозяйства) вновь установили памятник "Рабочий и колхозница" работы Веры Мухиной и Бориса Иофана. В пятницу вечером состоялась торжественная церемония открытия знаменитой скульптурной группы.

К этому событию в Музее архитектуры имени Щусева приурочили выставку, рассказывающую об истории создания памятника. Говорит завотделом музея Ирина Чепкунова:

- Этот памятник создавался совместно архитектором и скульптором. Идея композиции – две фигуры, которые в вытянутых руках держат серп и молот, - принадлежит Иофану, а не Мухиной. Это все сделал архитектор. Скульптурная композиция была нарисована на крыше павильона Советского Союза на выставке в Париже. И после того, как был сделан проект павильона, был объявлен конкурс на скульптуру. В нем приняли участие и Мухина, и другие скульпторы, но выиграла его Мухина. И вот тогда они стали работать вместе. Потом имя Иофана отошло на второй план, потому что, видимо, скульптура лучше самого павильона, хотя именно павильон получил высшую оценку жюри международной выставки в Париже. Мухина в 1938 году даже написала небольшую статью в архитектурную газету, опровержение или разъяснение, где она пишет: "Я прошу считать меня соавтором архитектора Иофана, он так же, как и я, является автором скульптуры".

Скульптура стоит у входа в ВДНХ. Причем, когда она ставилась, это был главный, Северный вход ВДНХ. Тогда еще не было Центрального входа. Получалось, что ее ставили перед главным входом как скульптуру, которая была оценена на международной арене в Париже. А в 1940 году скульптура стала символом "Мосфильма".
Это совершенно отвлеченные символы социальной мечты 30-х годов. Они были. Они двигали многими людьми

Я думаю, в первую очередь, к ней относятся как к знаку "Мосфильма", потом – как к знаку советского времени. Чем больше времени пройдет, тем меньше останется воспоминаний об эпохе, даже о парижской выставке. Видите, Иофан совсем уже вычеркнут из числа авторов. Это все уйдет, останется скорее символ "Мосфильма", символ советского времени и единственная скульптура, которую знают все.

Говорит академик Российской академии художеств, искусствовед Александр Морозов:

- Сейчас это идеологическая символика. Группа Мухиной "Рабочий и колхозница" четко воспринимается только специально ориентированными людьми, которые очень озабочены идеологическими проблемами трансформации нашего общества, нашего сознания из советского в постсоветское. А вообще рядовой гражданин и зритель, даже образованный человек все-таки видит это как образ, который он связывает, может быть, с лучшими представлениями той мечты о некотором идеальном, коммунистическом будущем, в котором должен быть вот такой здоровый, сильный и прекрасный человек.

Но это не связывается с чисто тоталитарными категориями. Меньше всего здесь идет наслоение этих жутких страниц нашей истории, которые называются сталинщиной. Есть существенная разница между памятниками режима, которые действительно воплощали образ какого-то конкретного политического деятели, тем более, глубоко запятнавшего себя террором, кровью, - и "Рабочим и колхозницей". Это совершенно отвлеченные символы социальной мечты 30-х годов. Они были. Они двигали многими людьми. Мухина их великолепно воплотила.

Это один из самых творческих, живых и ярких памятников, выдерживающих сравнение со всей мировой практикой неоклассического искусства 30-40-х годов. Это один из лучших образцов мировой классики того времени - именно в этой тенденции. Не в авангардной, естественно, - там были свои прекрасные достижения. А вот что касается неоклассики - это гораздо выше и больше, чем наше тоталитарное прошлое.

Мухина - очень честный человек, человек трагической судьбы. Она совершенно не была лизоблюдом, придворным иконографом типа Александра Герасимова. Это абсолютно другая судьба.
XS
SM
MD
LG