Ссылки для упрощенного доступа

Олимпиада, которая не станет праздником для всех. Протесты сочинцев на земле московской


Ирина Лагунина: Олимпиада 2014 года в Сочи – праздник не для всех. Жители Имеретинской низменности, на территории которой планируют построить ряд спортивных объектов, требуют выплатить достойные компенсации за изымаемую у них землю и дома. Они готовы к новым акциям протеста. Рассказывает Любовь Чижова.

Любовь Чижова: Конфликт жителей Имеретинки и госкорпорации Олимпстрой, которая отвечает за расселение, тянется давно. Вначале люди, живущие в одном из самых живописных мест Большого Сочи, были просто шокированы тем, что их выселяют из домов, в которых они жили десятилетиями. Потом стало ясно, что выселения не избежать – был принят даже так называемый Олимпийский закон об отчуждении земель в пользу Олимпийского строительства. Начались переговоры, и к 2008 году была проведена оценка стоимости земель и строений, которая не вызвала нареканий со стороны жителей Имеретинской низменности. Но назначенный ответственным за олимпийское строительство вице-премьер Дмитрий Козак в этом же году заявил, что земли будут выкупаться не по спекулятивным, и рыночным ценам. В 2009 произошла вторая оценка стоимости олимпийских земель, в результате которой людям предложили уже в 4 раза меньше. Олимпиада им уже не в радость, но они понимают общий настрой и даже готовы освободить свои дома. Но требуют справедливости. Говорит житель Имеретинской низменности Александр Чичварин…

Александр Чичварин: На сегодняшний день есть в Имеретинке два глобальных места – это одно место на самой бухте прямо у моря, в котором имеют по 20-30 соток земли, кто-то поменьше, кто-то побольше, суть не в этом. Для них построен поселок Некрасовский. И год назад оценка два с лишним миллиона за сотку. Все было прекрасно. Земля их оценивалась, дом оценивался, все приусадебные строения оценивались, все их устраивало. И второе – это мы, живущие вдоль железной дороги, где построен хоздвор. Туда приезжал и Путин, туда же Козак приезжал. Вот наши дома, примерно сто домов находятся около хозблока. Мой дом находится непосредственно около железной дороги. К нам приходят железнодорожники раз в неделю и говорят: когда вы уедете? Мы говорим: ребята, куда мы поедем? Разве с вами никто не говорил? Нас вызывают куда-то, говорят, что ваша земля теперь стоит в четыре раза дешевле, на сегодняшний день. У меня есть документа, прошла вторая оценка примерно в два раза и на сегодняшний день наша земля с миллиона триста оценивается в триста тысяч за сотку. Скажите, есть ли государство в мире, какой кризис должен быть, чтобы земля в течение даже меньше чем год сразу упала в три раза.

Любовь Чижова: На территории Имеретинской низменности планируют построить малую ледовую арену для хоккея с шайбой, ледовый дворец для соревнований по фигурному катанию, крытый конькобежный центр, ледовую арену для керлинга, стадион для церемонии открытия и закрытия игр, пресс-центр и Олимпийскую деревню. Часть жителей Имеретинки уже согласилась с условиями, предложенными Олимпстроем. Вскоре людей люди будут переселяться в поселок Некрасовский. Остальные 100 семей, как бы не по-военному это звучало, пока держат оборону. О том, что их ждет, я поговорила с директором
департамента по управлению внешними связями госкорпорации Олимпстрой Александрой Костериной… Она же объяснила, почему сейчас людям за их землю и постройки предлагают в 4 раза меньше, чем в 2008 году…

Александра Костерина: Переоценка произошла в связи с тем, что были завышены очень сильно. Если мы рассматриваем оценочное законодательство, то они при первой оценке, когда она производилась, выяснилось, что оценщики вообще не рассматривали спрос, они рассматривали предложение. В Сочи сейчас рынок абсолютно стоит. При этом предложение зашкаливает. Сейчас оно сильно поползло вниз, потому что рынок встал. Естественно, после объявления Олимпиады цены на недвижимость выросли на 400% в некоторых случаях. Говоря проще, когда человек сталкивается с изъятием или резервированием своего объекта недвижимости, он должен понимать, что будет учитываться и та цена, которую он заранее заявлял в официальных органах. Людям предлагается либо компенсация, либо предлагается земельный участок и недвижимость, либо квартира, есть такие варианты. Например, если мы говорим о Некрасовке, а это тот поселок, который сейчас готов практически, но в Сочи таких поселков нет, это нормальные дома в одном стиле. Там дается участок в Некрасовке восемь соток и дом, земля дается. Такой поселок будет строиться на Таврической, если в Некрасовке 12 домов, то на Таврической будет 166. То есть это не единственное место – это только начало. У нас переселение осуществляется таким образом, чтобы, грубо говоря, мы не переселяли людей впустую.

Любовь Чижова: Александра Владимировна, у вас есть понимание того, почему люди, жители Имеретинки недовольны тем, что им предлагают?

Александра Костерина: Безусловно, понимание есть. Во-первых, очень сложно быть довольным с той точки зрения, что многие люди, которые прожили по 50 лет на своей земле, несмотря на то, что очень часто дома, которые им предлагают, они соизмеримо лучше, у них, по крайней мере, есть центральное отопление, будет канализация, чего нет у большинства людей. В любом случае очень сложно чисто психологически очень многим людям пенсионного возраста. Кроме того, есть много других причин, как раз я понимаю, что переоценка может вызвать столько вопросов. Потому что изначально цены, которые оценщики оценили, они были гораздо больше. Человек, который рассчитывал получить такую сумму, сейчас видя оценку, я думаю, наверное, будет недоволен. Но тем не менее, уверяю вас, все будет по закону и оценку производят независимые компании.

Любовь Чижова: Александра Владимировна, кто-то что-то уже получил, с кем-то заключены хотя бы предварительные договоры?

Александра Костерина: Предварительные соглашения заключаются, заключает их край, потом происходит независимая оценка, потом мы заключаем договор. Вообще уже были выплаты.

Любовь Чижова: Что будет с теми, кто сейчас не согласен с теми условиями, на которых выкупают их земельные участки и дома?

Александра Костерина: У них есть право оспорить это в суде.

Любовь Чижова: Это была директор департамента по управлению внешними связями госкорпорации Олимпстрой Александра Костерина. Руководитель Сочинского Центра социальных программ Екатерина Примакова уточняет – жители Имеретинки, которые переселяются в коттеджный поселок Некрасовка, землю и дома получают по договору аренды, а не в собственность…

Екатерина Примакова: Что хотелось бы добавить по селу Некрасовка, которое строят для предоставления жителям изымаемого имущества. У людей забирают собственность, забирают земельные участки, находящиеся в частной собственности, а деревня Некрасовка строится одним большим земельным участком, отделена внутренне по семь соток, участки маленькие. Но на самом деле большой участок сейчас оформлен договором аренды на 49 лет на одно юридическое лицо. На самом деле гарантий нет никаких, что участки будут переоформлены, поделены на небольшие участки, то есть люди получат такие же участки свои собственные.
Потом хотелось бы заметить еще, я не знаю, поняли или не поняли люди, что в Имеретинской низменности по улице Нижняя Имеретинская, в частности, дома не попадают на самом деле под строительство олимпийских объектов, они изымаются под такое понятие, как Олимпийский парк. Сколько бы к нам иностранных журналистов ни приезжало, мы у всех спрашиваем, есть такое понятие и что это значит. Ни один иностранный журналист не ответил нам, что это такое, то есть такого понятия там нет. Но как объяснил нам начальник общественной приемной департамента по реализации проведения Олимпийских игр 2014, Олимпийский парк – это парковая зона с малоэтажной коттеджной застройкой. Мы так понимаем, что это будет элитное жилье для тех, кто сможет его себе купить.

Любовь Чижова: Желание властей сэкономить на переселении жителей Имеретинской низменности никак не вяжется с общим олимпийским размахом и немалыми затратами на олимпийское строительство. Общая смета Олимпиады – более 300 миллиардов рублей. Как подсчитали политики Борис Немцов и Владимир Милов из движения "Солидарность", на решение проблемы расселения 32 многоквартирных домов и 400 домовладений хватило бы 1 миллиарда рублей. Но люди не верят в такую щедрость и собираются отстаивать свои права в российских судах, а потом и в Европейском суде по правам человека.
Недовольство жителей Имеретинской низменности – лишь одна из огромного количества олимпийских проблем, о которых напоминают эксперты. Инфраструктура Сочи не готова принять Олимпиаду, строительство уже нанесло огромный ущерб уникальной природе Кавказа, и вообще, идея проведения зимней олимпиады в субтропиках изначально выглядела сомнительной. Тем не менее, Сочи стал столицей Олимпиады, но есть предложения провести там только церемонию открытия и закрытия, а основные соревнования перенести в другие российские города с более подходящим климатом и готовой инфраструктурой. Говорит руководитель движения "Солидарность" Денис Билунов…

Денис Билунов: Суть этой идеи на самом деле достаточно проста. Комплекс проблем, которые существуют в Сочи, экологических, связанных с предполагаемым выселением граждан, коррупционные разнообразные модели, вот эти геологические модели, связанные с почвой, с водой, транспортные проблемы, связанные с огромной сложностью подвоза строительных материалов. Проблемы рабочей силы, потому что там речь идет о завозе колоссального количества мигрантов для того, чтобы возводить объекты, это сопоставимо с населением города, это треть населения города. Так вот комплекс всех этих проблем естественным образом наводит на мысль, что может быть не нужно концентрировать на таком маленьком участке земли все необходимые спортивные объекты, и тем более, что это крайняя южная точка России, проводить в ней зимнюю олимпиаду – это вообще выглядит немножечко абсурдно. Но раз уж так получилось, раз уж Международный Олимпийский комитет эту заявку принял и было достигнут такой успех, то может быть имело бы смысл, чтобы все эти проблемы каким-то образом компенсировать, провести в Сочи церемонию открытия, закрытия и соревнования, допустим, связанные с горными лыжами, где действительно инфраструктура Красной поляны позволяет это сделать, с относительно небольшими издержками можно все осуществить. А соревнования, которые требуют значительных снежных пространств, такие как беговые лыжи, биатлон, соревнования по хоккею, по фигурному катанию, по конькобежному спорту, требующие ледовых площадок, которые в условиях Сочи требуют колоссальной энергетической нагрузки, которой сейчас нет в городе, там нужно дополнительные линии ввести, удвоить энергетический потенциал города, просто технически скорее всего невозможно осуществить при наличии средств.
Поэтому до сих пор, я думаю, единственным более или менее разумным выходом из этой ситуации было бы инициирование процедуры на согласование с Международным Олимпийским комитетом, потому что это нельзя сделать просто так, нужно получить одобрение МОК и вывести проведение части соревнований в другие города. Прецеденты этого существовали даже когда была Олимпиада-80 в Москве и в особенности хорошо это было видно во время проведения летней Олимпиады в Пекине, когда соревнования проводились в южных, центральных городах Китая на расстоянии нескольких часов лета от Пекина. Чисто технически, я думаю, что можно было бы эту проблему решить и добиться от МОКа согласования, учитывая масштаб проблем, которые имеют место.

Любовь Чижова: Критики проведения Олимпиады в Сочи называют этот проект грандиозной аферой и предлагают задуматься – что будет с построенными спортивными объектами после того, как соревнования закончатся. Они предрекают, что на стадионах и спортивных аренах, в лучшем случае, разместятся вещевые рынки, потому что сочинцы зимними видами спорта не увлекаются.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG