Ссылки для упрощенного доступа

Музейная теократия


Соловецкий кремль
Соловецкий кремль
Назначение директором музея на Соловках настоятеля монастыря остается одним из главных скандалов последнего времени. Доктор искусствоведения, заведующий лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии Алексей Лебедев считает: за этим событием стоит ярко выраженная тенденция.

- Имеет место простая и вполне понятная жизненная коллизия. Есть имущество (земля и недвижимость), на которое претендуют два субъекта - музей (госучреждение) и монастырь (подразделение общественной организации). Интересы этих субъектов объективно противоположны, и их руководители обязаны "держать позицию". Директор музея - "государев человек" - обязан блюсти интересы госучреждения, а настоятель должен блюсти интересы своей общественной организации. Понятно, как поведет себя настоятель, став полноправным владельцем музейной печати. Он начнет использовать свое новое служебное положение для получения монастырем разного рода преимуществ в споре с музеем. Иначе зачем он согласился на директорство? Зачем духовному лицу обоз в виде не самого простого музейного хозяйства? Да и не только настоятель это понимает. Все это понимают. Начиная с министра культуры Авдеева, подписавшего новое назначение. Эта ситуация - "использование руководителем госструктуры своего служебного положения для получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме" - имеет на юридическом языке четкую квалификацию. Она называется коррупцией.

С коррупцией у нас в стране давно не все порядке. Но я не припомню случая, чтобы коррупцию учреждали официально - приказом министра. Интересно, что это происходит на фоне недавно изданного распоряжения президента РФ о том, чтобы госчиновники не занимали должностей в общественных организациях, после чего некоторые из госчиновников покинули посты в этих общественных организациях.

Главная проблема Соловецкого архипелага состоит в том, что Соловки - это не просто памятник истории и культуры, а шесть памятников:

1. Памятник природы;

2. Памятник военной истории, фортификации и инженерного искусства (база русского военно-морского флота: крепость, дамба, док и др.);

3. Памятник языческой культуры (лабиринты и другие языческие сооружения архипелага);

4. Памятник жертвам сталинских репрессий (постройки лагерного периода и другие следы ГУЛАГа);

5. Памятник героям Великой Отечественной войны (Школа Соловецких юнг);

6. Памятник русской православной культуры.
Уже хорошо видно, как по мере передачи монастырю объектов и территорий на архипелаге идет планомерное уничтожение памятников советского времени

Нетрудно догадаться, что для РПЦ Соловки - памятник только в последнем смысле. А отношение к пунктам 1-5 у нее разное. Памятники 1,2,3 РПЦ будет просто игнорировать, и они постепенно придут в упадок сами собой. Но это произойдет не мгновенно. А вот памятники 4 и 5 будут уничтожаться быстро и целенаправленно. Ибо темы СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения) и Школы юнг противоречат главному церковному концепту Соловков как места молитвенного уединения, вечной благости и тишины. Предполагаю, что одним из первых действий нового директора-настоятеля станет закрытие в музее ГУЛАГовской экспозиции.

Уже хорошо видно, как по мере передачи монастырю объектов и территорий на архипелаге идет планомерное уничтожение памятников советского времени. Делать это тем более просто, что эти памятники - либо сооружения ХХ века, на которых нет табличек "Охраняется государством", либо "инородные вкрапления" в постройки более раннего времени.

Например, несколько лет назад монастырю передали церковь-маяк на Секирной горе. Кто не знает: это одно из самых страшных мест Соловков - там находился штрафной изолятор Соловецкого лагеря особого назначения. Монастырь сразу произвел ремонт здания: заменил старые окна на стеклопакеты, удалил старую штукатурку, заново побелил стены. Стало чисто, светло и благолепно. Только вместе со старой штукатуркой были уничтожены граффити зэков - рисунки, письма (часто - прощальные).

Интересно, как объяснит РПЦ родным этих невинно убиенных людей, что их последние слова, обращенные к женам и детям, были уничтожены ради возрождения духовности?
Интересно, как объяснит РПЦ родным этих невинно убиенных людей, что их последние слова, обращенные к женам и детям, были уничтожены ради возрождения духовности?

Ситуация на Соловках совершенно не уникальна с точки зрения претензий церкви на собственность и землю. А вот назначение духовного лица руководителем федерального учреждения - событие беспрецедентное.

Любопытно, что церковь интересуют только те объекты, которые привлекательны с материальной точки зрения. Простой пример: почему церкви не взять себе Храм Христа Спасителя? Почему московские налогоплательщики содержат его за свой счет? Да потому, что это дорого и невыгодно для церкви.

Некоторое время тому назад Инвестиционный центр РПЦ представил свою концепцию, согласно которой РПЦ получает землю и недвижимость в историческом центре городов. Дороже этой земли и недвижимости в России нет.

Поскольку храмовые постройки и монастырские комплексы уже практически переданы, сейчас, я полагаю, речь пойдет о кремлях. Ведь те же Соловки - это не монастырь. Это кремль, на территории которого много чего находится, в том числе и монастырь. Так же, как и в московском Кремле, который можно, конечно, переименовать в Чудов монастырь и на этом основании на него претендовать...

Охота на кремли развернется в Рязани, где местный епископ хочет превратить в свою резиденцию дворец Олега - постройку гражданского назначения, расположенную на территории местного кремля. Такой же самозахват происходит в Зарайском кремле. На повестке дня - Астраханский кремль. Практически захвачен Тобольский кремль. Идет борьба за крепости в центре городов.
XS
SM
MD
LG