Ссылки для упрощенного доступа

Мануэль Селайя не хочет быть беженцем


Посольство Бразилии в Гондурасе остается горячей точкой.
Посольство Бразилии в Гондурасе остается горячей точкой.
Свергнутый в июне этого года президент Гондураса Мануэль Селайя наконец заявил о готовности покинуть страну. Однако до сих пор этого не происходит, и Гондурас остается в центре внимания мировых СМИ. Специалист по политике и истории испаноязычного мира Александр Гостев комментирует ситуацию в эфире Радио Свобода:

- Нынешнее временное правительство Гондураса, которое возглавляет Роберто Мичелетти, разрешило Селайе выехать вместе с семьей в Мексику. Речь идет о нем, о супруге, двух детях и ближайшем помощнике-советнике Раселе Томе. Уже третий месяц, с 21 сентября, Мануэль Селайя фактически находится в осаде в здании посольства Бразилии в столице Гондураса Тегусигальпе, откуда он пытался руководить своими сторонниками, участвовать в досрочных президентских выборах в конце ноября и откуда он делал все свои громкие и, я бы сказал, театральные заявления. До сих пор у бразильского посольства стоят подразделения гондурасской армии и полиции и пытаются собираться сторонники Селайи.

- Почему Селайя укрывается именно в посольстве Бразилии?

- Потому что Бразилия, как и Мексика, с самого начала твердо поддерживали Мануэля Селайю и до сих пор именно его считает законным президентом страны. Мексика заявила, что примет Селайю в качестве "почетного гостя". Вокруг статуса, в котором Мануэль Селайя покинет Гондурас и приедет в Мексику, и разгорелись сегодня словесные баталии. Роберто Мичелетти и только что избранный президент Гондураса Порфирио Лобо все еще опасаются Селайи. Не столько его возвращения к власти, сколько того, что он начнет вредить им из-за границы и настраивать против них мировое сообщество. Ведь не только Мексика и Бразилия, но и Венесуэла во главе с Уго Чавесом, Эквадор, Боливия, Никарагуа и Уругвай до сих пор поддерживают Селайю, а происходящее в Гондурасе называют ударом по демократии во всей Латинской Америке. Почти во всех этих государствах, кроме Мексики, у власти находятся более или менее умеренные левые и популистские режимы, говорящие о построении в регионе "народного социализма". Власти Гондураса хотят, чтобы Селайя официально запросил политического убежища – то есть признал поражение. А Селайя сегодня в последний момент отказался выйти из бразильского посольства, сказав, что никакого убежища никогда не попросит. Он заявил об угрозе своей жизни в случае, если он покинет посольство, и что он, якобы, вообще никаких переговоров о выходе из посольства ни с кем не вел.

- Селайя, который сначала вызывал и в собственной стране, и во всем мире некое сочувствие, сейчас стремительно теряет поддержку?
Он чрезмерно увлекся своей ролью, ставшей уже, я бы сказал, откровенно опереточной

- Да, он чрезмерно увлекся своей ролью, ставшей уже, я бы сказал, откровенно опереточной. Противоречивые обвинения, крики о предательстве и позоре, детективно-комические попытки вернуться в страну на самолете или как-то перейти границу через джунгли, экспрессивная простонародная лексика – все это надоело и парламенту, и армии, и теперь уже народу. Как показали досрочные выборы 29 ноября, на которых победил кандидат от правых Порфирио Лобо, он теряет позиции. Парламент практически единогласно проголосовал за то, чтобы не дать Селайе досидеть свой срок в президентском кресле до 29 января, когда Лобо официально заменит временного лидера, Мичелетти.

- Но, тем не менее, итоги досрочных президентских выборов в Гондурасе до сих пор не признаны большинством государств.

- Да, но их признали США - а это очень важно. А не признают их в Латинской Америке весьма специфические левые правительства. Лидером такого рода был и популист Мануэль Селайя, старательно копировавший старшего товарища, президента Венесуэлы Уго Чавеса. Вообще, то, что происходит сейчас в регионе – это события геополитического масштаба, которые могут стать испытанием для США и испытанием новых разновидностей левых и социалистических идей с национальной спецификой в 21 веке. Победа социалистов, одна за одной, в латиноамериканских странах, происходит не потому, что кто-то навязывает эти взгляды силой, а потому, что таковы симпатии и взгляды на жизнь подавляющей части нищего населения в этих странах. Но это социализм специфический – такой первобытный, архаичный и, что очень опасно, с националистическо-люмпенским душком, очень сильно замешанный на вековой ненависти к Большому Богатому Северному Белому соседу. А США в последние десятилетия, особенно при администрации Джорджа Буша, окончательно забыли про свой, как презрительно выражались еще и во второй половине 20 века, задний двор, и в этом регионе теперь у Вашингтона может появиться много проблем. Это зависит от того, что случится раньше: окрепнут ли связи между латиноамериканскими левыми и они выработают единую политику - или же экономика этих стран не выдержит популистско-социалистических экспериментов, и эти лидеры уйдут, как произошло с Селайей.
XS
SM
MD
LG