Ссылки для упрощенного доступа

России сменили негатив на стабильность


Пересмотру прогноза в сторону повышения немало способствовала сдержанность финансовых властей в отношении расходов.
Пересмотру прогноза в сторону повышения немало способствовала сдержанность финансовых властей в отношении расходов.

Международное рейтинговое агентство Standard&Poor's повысило прогноз по суверенным кредитным рейтингам России с "негативного" до "стабильного", что отражает позитивный настрой экспертов в отношении бюджетной политики правительства. Сами рейтинги подтверждены на прежних уровнях.


Standard&Poor's стало первым из трех крупнейших международных рейтинговых агентств, отметившим некоторые успехи российских властей в деле вывода страны из экономического кризиса. Повышение прогноза по долгосрочным кредитным рейтингам эксперты агентства объясняют, в частности, улучшившимися, с их точки зрения, перспективами соотношения доходов и расходов федерального бюджета, а также намерениями правительства добиваться сокращения его нынешнего дефицита в ближайшие годы. Соглашаясь с такой оценкой, главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова отмечает, что негативные ожидания ранее во многом были обусловлены опасениями по поводу бюджетной политики российского правительства.


— В начале года заявления правительства звучали в таком ключе, что будет большой расход средств Резервного фонда, в том числе, и на индексацию социальных обязательств, — говорит эксперт. — Поэтому, как мне кажется, решение вернуть прогноз с "негативного" на "нейтральный" уровень отражает ожидание рейтингового агентства по поводу того, что эти заявления не реализовались, и бюджетная политика по факту оказалась очень взвешенной.


Схожее мнение и у заместителя начальника аналитического департамента управляющей компании "Арбат Капитал" Алексея Павлова:


— На мой взгляд, все вполне логично. Во-первых, достаточно дорогая нефть, что уже на протяжении полугода превосходит все консервативные прогнозы. А во-вторых, достаточно жесткая бюджетная политика, которую проводит российское министерство финансов. Эти два фактора, похоже, приведут к тому, что даже по итогам 2009 года дефицит бюджета будет не 8 процентов с небольшим, как планировалось изначально, а 6-7 процентов ВВП. В таком случае не исключено, что и дефициты бюджетов 2010 и 2011 годов также будут меньше, а в 2012 году мы вообще можем выйти на бездефицитный уровень. Это, безусловно, основные факторы, побудившие агентство пересмотреть прогноз по рейтингам России.


Согласно прогнозу Standard&Poor's, российский бюджет может стать профицитным — то есть его доходы вновь превысят расходы — не позднее 2012 года. Но, по оценке его экспертов, это может случиться, если не произойдет резкого падения цен на нефть ниже 60 долларов за баррель. Наталия Орлова не отрицает влияния сырьевых доходов на наполняемость российского бюджета. Однако, по ее словам, снижение дефицита во многом будет зависеть и от правительственной политики управления расходами:


— Конечно, в первую очередь это будет зависеть от доходов бюджета, от собираемости налогов, то есть, в конечном итоге, от цен на нефть. Одна из причин, по которой бюджетный дефицит 2009 года оказался ниже прогнозируемого уровня, связана с тем, что в бюджет закладывались очень низкие цены на нефть. Но по факту мы видим, что ситуация на мировых нефтяных рынках оказалась гораздо лучше. Поэтому ситуация в 2010-2011 годах — это, конечно, вопрос внешней конъюнктуры. Тем не менее, в этом году мы видели, что из принятых правительством мер профинансированы далеко не все, то есть правительство пытается достаточно жестко контролировать и расходную часть бюджета.


Хватит ли у правительства политической воли продолжить жесткую бюджетную политику в следующие годы? Алексей Павлов на этот вопрос готов ответить утвердительно:

Несмотря на то, что правительство в свое время анонсировало социальную ориентацию бюджета, многие социально ориентированные проекты в его рамках были порезаны

— Несмотря на то, что правительство в свое время анонсировало социальную ориентацию бюджета, многие социально ориентированные проекты в его рамках были порезаны. Например, на следующий год осталась только индексация пенсий, тогда как индексацию зарплат государственным служащим решили не проводить. Кроме того, был повышен ряд акцизов. Поэтому понятно, что даже несмотря на заявления государства, наши финансовые власти соизмеряют жизненные реалии с тем, что происходит. И пока всеми своими действиями они показывают, что не готовы нести лишние расходы в условиях той неопределенности, которая сейчас сложилась.


Подводя итоги уходящего года, министр финансов Алексей Кудрин отметил, что правительство не планирует сокращать расходы относительно текущего уровня. Это, по его словам, с большой долей вероятности приведет к полному исчерпанию в 2010 году Резервного фонда, объем средств в котором к началу года составит около 1,8 триллиона рублей.


Даже повышение не самих рейтингов, а лишь прогноза по ним, по оценке экспертов, уже свидетельствует об улучшении инвестиционного климата в России, что в перспективе должно привести к снижению стоимости внешних заимствований для всех категорий российских заемщиков, в том числе и для государства. Однако, по словам Наталии Орловой, в 2010 году правительство вряд ли будет занимать деньги за границей, о чем его представители говорили ранее:


— Картина на следующий год изначально выглядела так: из примерно 3 триллионов рублей дефицита 2 триллиона планировали профинансировать из Резервного фонда, что полностью привело бы к его обнулению, а около 1 триллиона рублей нужно было занять на рынках, в основном, внешних. По исполнению бюджета на 2009 год мы видим, что в Резервном фонде остается больше денег, чем правительство рассчитывало. Поэтому покрыть ту сумму, которую первоначально планировалось привлечь с внешнего рынка, можно будет из средств Резервного фонда, объем которого превзошел ожидания.


Впрочем, как считает заместитель начальника аналитического департамента компании "Арбат Капитал" Алексей Павлов, нынешнее решение агентства Standard&Poor's не сделает внешние кредиты более доступными:


— Все, по сути, вернулось на прежние позиции. Standard&Poor's в течение года не снижало рейтинги России, а только пересмотрело прогноз - сейчас все вернулось назад. Дальнейшее улучшение самого рейтинга, а не прогноза, могло бы улучшить ситуацию для наших компаний, удешевить привлечение средств на Западе. Но пока, на мой взгляд, это громкие слова, а по факту все не так значительно.


С этим в целом готова согласиться и главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Однако она считает, что решение агентства Standard&Poor's все-таки может в какой-то степени стать положительной новостью для государственных российских компаний.


В правительстве, в свою очередь, не исключают, что государство в будущем году начнет отслеживать (и ограничивать) объем внешних займов госкомпаний. Пользуясь государственной поддержкой и имея квазигосударственный кредитный рейтинг, такие структуры, по словам Алексея Кудрина, "иногда не очень четко понимают перспективы валютных рисков и эффективность вложений заемных средств".

XS
SM
MD
LG