Ссылки для упрощенного доступа

Наука: почему академическое сообщество России выступило против Виктора Петрика


Ирина Лагунина: В Москве на Общем собрании российской академии наук физики выразили возмущение поддержкой, которую оказывают некоторые влиятельные академики Виктора Петрику. Накануне общего собрания все члены РАН получили письмо от клуба научных журналистов и популяризаторов с призывом провести честную экспертизу и предотвратить участие Петрика в многомиллиардных государственных программах. Почему физическое отделение решило поддержать обращение клуба и что именно возмутило академическое сообщество - рассказывает Ольга Орлова.

Ольга Орлова: Специалистам, имеющим отношение к науке и технологиям, давно было известно, что житель Санкт-Петербурга некий Виктор Иванович Петрик, психолог по образованию, осужденный на 11 лет за мошенничество, начал увлекаться физикой, химией и изобретательством. Любителей содержательно проводить свободное время в России всегда было много, и вряд ли увлечения Петрика получили бы резонанс, если бы не одно необычное обстоятельство: в последние годы Петрику удалось получить финансовую поддержку государства и моральное одобрение ученых высокого административного ранга. Это и побудило Клуб научных журналистов обратиться к общему академическому собранию. "В жизни российской Академии наук случилось одно из самым постыдных происшествий, сравнимое с событиями вокруг печально известного академика Лысенко", - так начали свое письмо ученые журналисты, следившие за деятельностью Петрика. Те, кто впервые слышали о нем, посчитали аналогию с Лысенко слишком сильной, однако, знакомство с деталями проясняет, почему в наши дни вновь возникает образ великого яровизатора.
Виктор Петрик неоднократно встречался с членами РАН, в том числе и у себя в собственной лаборатории во Всеволожске. В июне этого года он решил доказать академическому сообществу, почему претендует на звание нового Леонардо и нового Эдисона. Для начала Петрик продемонстрировал извлечение платиновых металлов из отходов металлургического производства, чем поразил воображение академика Игоря Еременко.

Игорь Еременко: Я заведовал лабораторией координационных соединений платиновых металлов, и тут уж я знаю довольно много. Та красота, элегантность идеологии, с которой была создана эта вся технология разделения металлов, конечно, я считаю, что Виктор Иванович попадает в раздел классиков по технологии разделения платиновых металлов.

Ольга Орлова: Петрик так же внес вклад в защиту информации.

Виктор Петрик: Я создал программу, которая называется "Способ защиты лекарственных препаратов", при которой защиту осуществляет производитель, а идентификацию непосредственно потребитель. Мы минуем инспектирующие органы как неэффективные. Никто никогда не может применить никакие марки, потому что у кого марка, тот и хозяин положения. Вопрос защиты лекарственных препаратов - это вопрос национальной безопасности.

Ольга Орлова: Затем на глазах академиков Петрик отменил второй закон термодинамики и смастерил вечный источник энергии, который вырабатывает электрическую энергию прямо из тепла окружающей атмосферы.

Виктор Петрик: Мы исходим из того сейчас заранее, что это будет плюс, это будет минус. Итак, мы имеем две углеродные пластины, спрессованные практически из чистых графенов, и сейчас мы должны получить из этого рабочую электрическую батарею. Вопреки любому здравому смыслу я считаю, что я получил электрическую батарею.

Ольга Орлова: Как же прореагировал на это Игорь Еременко.

Игорь Еременко: Графен в таком виде пока еще никто в мире не получал. И на наших глазах были собственно произведены эти пластины, создана батарея, которая пока не видно ограничений во времени, когда она прекратит работать. На мой взгляд, она почти вечна. Если один киловатт можно получать – это не просто находка - это клад. Энергетический клад в нашей стране. И тут надо Виктору Ивановичу ставить просто памятник. Я думаю, что это гениальное открытие. Пять академиков и один член-корреспондент пытались как-то это дело для себя представить. Понятно, что просто так в одночасье это не делается, нужно может быть посчитать какие-то вещи, может быть что-то померить, провести эксперименты. Но я думаю, что это дело техники - довести до ума, главное - открыт эффект, и эффект, который реально работает. Мало того, сделано уже готовое изделие, которое показывает, как можно делать источники тока.

Ольга Орлова: Заодно Виктор Петрик показал, как легко можно игнорировать закон сохранения массы и закон сохранения энергии.

Виктор Петрик: Есть ограничения для любого сорбента. Вы не можете взять сорбент, 10 тонн на судно, вы как раз займете все каюты, все палубы для того, чтобы возить с собой сорбент. И эта проблема решена тем, что мы на судне можем возить концентрат и без какого бы то ни было оборудования запустить реакцию и получить, допустим, в час необходимое количество, и 10, и 20 тонн, в зависимости от того, какое количество вы запустили в реакцию. Я хочу только для осознания сказать, что в действительности здесь бездна науки. Мы видим будто бы как тесто поднимется. Тайна всего этого – разрыв атомарных связей без приложения каких бы то ни было энергий.

Ольга Орлова: Но даже после заявления о расщеплении атомарных связей без приложения каких-либо энергий академики не поинтересовались отметками Петрика в аттестате о среднем школьном образовании.

Владимир Новотворцев: За 15 минут сделана рабочая батарея, которая дает и ток, и напряжение, это зависит от того, что нам хотелось бы получить. Конечно, поражает глубина замысла. То, что это преобразователь тепловой энергии в электрическую – это революционно со всех сторон. Понятно, что требуется работа большая, может быть вложения достаточно большие, но отдача может быть и преобразование всего нашего окружающего мира очень значимое. Я считаю, что Петрик сделал гениальное открытие. И если было бы вовремя и быстро поддержано, то мы вступаем действительно в новую эру, где будут работать такие тепловые батареи. Я его уже как-то сравнивал с Эдисоном. Виктор Иванович такой же талант, причем в разных областях, и в области химии - выделение благородных металлов, и работа с графенами.

Ольга Орлова: Так охарактеризовал работы Петрика академик Новотворцев. С Владимиром Новотворцевым согласен член-корреспондент Виктор Овчаренко.

Виктор Овчаренко: Мне было очень приятно, с каким энтузиазмом, вдохновением он рассказывал о своей разработке. Гениальная разработка, безусловно, она очень насыщенная, содержательная. Она не простая, там очень много современных сложных научных моментов в этой разработке. Она наукоемкая, как это принято говорить. Здесь все по Эйнштейну.

Ольга Орлова: Возглавлял академическую делегацию вице-президент РАН, отвечающий в академии за инновации, Сергей Алдошин.

Сергей Алдошин: То, что сегодня Виктор Иванович нам показал и эксперименты, в которых мы тоже принимали участие – это производит сильное впечатление. Но самое главное, он эти явления открыл, эти явления, которые могут действительно работать, которые действительно могут создавать энергию. Мы второй раз с Виктором Ивановичем встречаемся, первый раз мы встречались в Институте общей и неорганической химии, и Виктор Иванович показывал свои эксперименты. Они, конечно, произвели сильное впечатление. И отношение поначалу было такое, что нам сейчас продемонстрируют некоторые общеизвестные вещи, за которыми никакого будущего нет. Но по мере того, как Виктор Иванович делал свой доклад, свои эксперименты, человек он обаятельный, открытый, отношение у аудитории постепенно менялось, и от такого недоверия оно менялось в сторону интереса, который появился к тем явлениям, которые демонстрировал Виктор Иванович. То, что сегодня мы все поучаствовали в эксперименте - это еще раз нас убедило в том, что за теми явлениями, которые были сегодня продемонстрированы и с нашим участием, стоит очень серьезная наука. Но самое главное, за ними стоит возможность практического применения.

Ольга Орлова: Что же могло заставить академиков тратить время на разглядывание лабораторных опытов, которые вызывают ироничные улыбки даже у аспирантов? В блогах рунета по этому поводу вспоминали об артистической карьере Петрика, когда-то проводившего сеансы гипноза. Но были и другие версии о том, почему академики внезапно забыли курс школьной физики: лучшим промоутером выступает председатель Государственной думы Борис Грызлов.

Борис Грызлов: У нас есть лучшие в мире технологии, мы сами их закапываем, и прошу на это обратить внимание. Действительно, любые испытания, которые проводились с известными в мире реагентами, технологиями, технология Петрика выигрывала в сотни раз по показателям ПДК, предельно-допустимой концентрации при очистке воды, не говоря уже о таких показателях, как мутность и цветность. Любой фильтр, который имеется в продаже в системе наших коммерческих предприятий, военных предприятий, могу заключать пари, что фильтры системы Петрика выиграют любой конкурс. Я говорю с уверенностью это - председатель Государственной думы. Так же как мы объявили себя чемпионами мира по футболу среди парламентских команд, а те, кто говорит: а разве это так? Мы говорим: давайте, приезжайте или мы приедем и докажем. Так вот мы за последние годы 12 раз так победили. Пока не нашлось ни одной страны, где парламент может нас победить. Так вот то же самое я говорю про эти фильтры: пожалуйста, найдете, заключаем пари до испытаний.

Ольга Орлова: Академики поехали в домашнюю лабораторию к Петрику, откликнувшись на просьбу Грызлова об экспертизе, потому что одна из важнейших функций ученых – экспертная. Но причины, по которым экспертиза стала носить комический характер, теперь будут выясняться. На общем собрании РАН по поручению физического отделения выступил академик Владимир Захаров. Он напомнил, что председатель комиссии по лженауке академик Кругляков детально ознакомился с деятельностью Петрика и пришел к выводу, что она представляет собой комбинацию из присвоения результатов других ученых и откровенного шарлатанства. Петрик активно занимается само-пиаром, а тем, кто ему отказывается помогать, угрожает. Так он угрожал физической расправой члену физического отделения Евгению Александрову.
Тем временем деятельность Петрика только разворачивается, он стремится взять под свой контроль огромную по масштабам финансирования государственную программу "Чистая вода". Захаров так же подчеркнул, что требования из письма научных журналистов о необходимости независимой экспертизы одобрены его коллегами по отделению.
"Физики спасли честь академии" – так реагировала широкая публика на выступление Захарова. Действительно, на первый взгляд кажется, что аберрация сознания наступила только у химиков. Как сообщает "Москоу Таймс" по данным "Спаркинтерфакс", строительство завода по выработке рения участвует фирма "Адрон", принадлежащая Петрику, еще одним соинвестором проекта является "Роснано", где экспертизой руководит доктор химических наук Сергей Калюжный, а председатель научно-технического совета тоже химик, академик Михаил Алфимов. Не все так однозначно. Еще в 2006 году Виктор Петрик стал научным руководителем института надмолекулярных систем и нанотехнологий, среди учредителей значится Объединенный институт ядерных исследований в Дубне, место знаковое для развития мировой физики. Поэтому сейчас очень важно, чтобы честное отношение к псевдоинновациям, как к способу освоения государственных денег, было выражено всей здоровой частью академического сообщества вне зависимости от того, какому отделению оно принадлежит.
Так главному научному сотруднику математического института имени Стеклова академику Виктору Васильеву не дали слова на общем собрании, после чего он опубликовал свое выступление. Вот его фрагменты: "Не может быть речи о том, чтобы договариваться с криминально-коррупционным болотом, в которое мы сейчас имеем все шансы вляпаться. У нас есть великое богатство – понимание объективности научного знания, законов природы. Дважды два всегда четыре, а вечный двигатель невозможен, даже если это кому-то не нравится. Невероятно трудно объяснить это некоторым начальникам, привыкшим, что как пожелаем, так и будет. Единственный способ этого добиться состоит в том, чтобы мы, люди науки, сами никогда и ни за какие коврижки не говорили, что дважды два - это столько, сколько вам угодно. Объективность законов природы, их понимание - это не наше достояние, оно добывалось и завоевывалось не нами, в том числе на кострах и на сессии ВАСХНИЛ. Продавать - это грех непростительный, отнимающий будущее у нашей страны, у наших детей". Петрик обещает покровителям чудо так же, как когда-то это чудо обещал руководству Лысенко. Плоды чудесных преобразований Трофима Денисовича страна пожинала несколько десятилетий. Хотелось бы знать, есть ли у сегодняшней России такой запас времени.
XS
SM
MD
LG