В московском издательстве "Серебряные нити" вышла книга обозревателя РС Олега Кусова "Кавказские записки (от А до Я)". Это сборник трех десятков эссе, темы которых сгруппированы по порядку букв русского алфавита.
Автор рассказывает о ключевых или примечательных, по его мнению, понятиях, характеризующих сегодняшнюю жизнь кавказских республик и народов — "Ваххабизм", "Водочное чудо", "Кадырова улица", "Моздокская база", "Саакашвили Миша", "Чайхана"... Олег Кусов рассказал в эфире РС, как создавался этот сборник.
— На обложке вашей книги изображен всадник в кавказском наряде, который скачет вдоль гряды гор. Рисунок напоминает мне обертку с пачки некогда популярных в Советском Союзе папирос "Казбек". Это действительно гора Казбек?
— Да. Мы решили восстановить историческую справедливость: на пачках "Казбека" изображен не Казбек, а гора Джимара. Когда Иосиф Сталин инициировал выпуск папирос "Казбек", он попросил предоставить ему несколько эскизов. Победил тот, на котором был изображен всадник на фоне горы. Художник поехал рисовать эту гору во Владикавказ, откуда она была хорошо видна. Но несколько дней стояла пасмурная погода, гора Казбек была закрыта, и он ошибся — нарисовал первую попавшуюся открывшуюся гору. Ею оказалась высочайшая вершина Северной Осетии Джимара.
— Как вы считаете, эта картинка — снежные вершины, небо и скачущий всадник — характерна для сегодняшнего Кавказа? Хотя бы по менталитету, по восприятию жизни?
— Конечно! В ней, на мой взгляд, заложена энергия кавказского человека. Эта энергия, желание действовать, мчаться, созидать очень соответствуют сегодняшнему настроению Кавказа. Но в то же время, на мой взгляд, это и одна из трагедий кавказского человека. Его энергию, желание мчаться останавливают, его поворачивают куда-то не туда.
- В качестве формы для своей книги вы выбрали записки. В то же время, это такой словарь главных слов — каждой букве соответствует важное кавказское понятие. Просто было вложить в эту схему кавказскую жизнь?
— Непросто. Передо мной стояла очень сложная задача: рассказать о том, что увидел я на Кавказе, что не попало в мои материалы на радио и в газетах, когда я там работал. Для того, чтобы найти как-то эту нить, я выбрал русский алфавит. Он мне помог отыскать концепцию этой книги. Но должен сказать, что на каждую букву у меня было очень и очень много тем. Пришлось многим жертвовать и оставлять только одну.
— Вы с большой любовью, с большим знанием пишете о многих кавказских народах. А какое место занимают на Кавказе русские? Все-таки по сравнению с теми народами, которые издревле, с самого начала заселяли Кавказские горы по обе стороны хребта, они - пришельцы…
— Когда я работал над этой небольшой книжкой, я интуитивно (как потом уже понял) отвечал на вопрос: чего было больше для кавказцев после прихода России - хорошего или плохого? Отношения между Кавказом и Россией стали ключевыми для кавказцев в последние два с половиной столетия. Это ключевой вопрос. Все, что происходит сегодня на Кавказе, все, что происходило вчера и будет, наверное, происходить завтра — это следствие отношений России и Кавказа. Россия, придя в этот регион, мне кажется, изначально совершила одну большую ошибку, которая длится до сегодняшних дней. Россия не только не поняла кавказцев — она почему-то их стала бояться. И эта боязнь заставила сооружать какие-то немыслимые преграды в виде войн, в виде депортации. Они, на взгляд России, пытались нивелировать, смягчить энергию кавказцев, которую они не могли направить на Россию.
Придя на Кавказ, Россия почувствовала, что кавказцы очень сильно могут влиять на судьбу России. Появились преграды — сегодня, я убежден, это так называемые чеченские войны. Это та самая преграда, которой Россия отгораживается от Кавказа. Она сжигает энергию этих людей. Она заставляет их идти на поклон к Москве и просить бюджетные деньги, хотя Кавказ — очень богатая территория! Чего больше Россия принесла на Кавказ, хорошего или плохого? Мне кажется, все-таки больше плохого. Россия дала кавказцам русский язык, объединив их, но она разделила их ментально. Она поделила народы на хорошие и плохие; тем самым общая горская культура, которая была у осетин, у чеченцев, у дагестанцев, была раздроблена. Россия поссорила кавказские народы. Сегодня эти народы никак не могут вернуться к своей общей культурной платформе.
— Россию на Кавказе исторически воспринимают как оккупанта или это гость, хозяин, друг?..
— Конечно, Россия очень хотела бы, чтобы ее на Кавказе воспринимали как добродушного хозяина. Но воспринимается она кавказцами до сих пор все-таки,как чужая страна.
— А русские?
— Это совсем другая тема. Русские, которые прожили на Кавказе несколько поколений, интегрируются в кавказскую культуру. Мы замечаем, что многие русские - выходцы с Кавказа - становятся чужими в Москве, в Питере. Они не могут себя найти и тяготеют к землякам. Те самые преграды, о которых я говорил, оказались настолько велики, что, несмотря на усилия России в социальном плане, в культурном и политическом она осталась для кавказцев чужой — и остается таковой сейчас.
—