Ссылки для упрощенного доступа

Старую Москву ждут новые испытания


Снос здания возле церкви Воскресения в Кадашах.
Снос здания возле церкви Воскресения в Кадашах.
В уходящем году в России стали намного заметнее усилия общественных движений по сохранению памятников архитектуры. Однако по-прежнему побед здесь меньше, чем поражений. Объекты историко-архитектурного наследия решением местных властей продолжают сносить или искажать до неузнаваемости.

В феврале этого года в Москве ряд небольших общественных объединений, занимающихся спасением памятников старины, объединились в "Архнадзор" - структуру, деятельность которой не смогли не заметить ни чиновники, ни обычные, не равнодушные к судьбе историко-архитектурного наследия, горожане. Экскурсии "Архназдзора" полюбились многим, а акции протеста имели широкий резонанс. И все же спасти удается крохи. Сверхдорогая земля столицы слишком привлекательна для застройщиков. При этом государственная структура - Москомнаследие - как будто тоже не дремлет. Слово ее руководителю Валерию Шевчуку:

- За последние несколько лет полностью преобразован контрольный инспекторский блок. Сегодня он включает в себя более трех десятков человек. Это молодые динамичные ребята, имеющие юридическое образование. Сегодня медленно, но верно ситуация приобретает положительную динамику. Если сравнить итоги прошлого и этого года, то необходимо отметить значительное увеличение количества проведенных проверок, динамику исполнения предписаний. Нашей целью в первую очередь является устранение правонарушения. Активно задействовано мировое судопроизводство. Несмотря на то, что многие нарушители пытаются оспаривать в судебном порядке наши действия, наказания по фактам правонарушений, динамика судебных процессов говорит о том, что все решения, которые выносятся в ходе этих проверок, оправданы. Мы также подписали соглашение о взаимодействии с прокуратурой. Это поможет понудить собственников объектов культурного наследия к оформлению охранных обязательств. Без этого в принципе невозможно существование памятника.

Между тем, в новом году историческую застройку города ждут новые испытания. "Архнадзор" обнародовал список объектов, которые межведомственная комиссия правительства Москвы под председательством Владимира Ресина рекомендует лишить охранного статуса памятника. Самое свежее решение, от 22 декабря - снять этот статус с так называемого "Расстрельного дома", связанного со скорбной памятью о жертвах политических репрессий. Вот что говорит об этом глава международного общества "Мемориал" Арсений Рогинский:

- В 2006 году Москомнаследие присвоило статус вновь выявленного памятника культурного наследия дому на Никольской, 23. Это бывшее здание Военной коллегии Верховного суда СССР. Это был высший орган советского беззакония, только в годы "большого террора" приговоривший к расстрелу несколько десятков тысяч людей. Мы были спокойны, зная, что частный собственник здания не будет его ломать и строить на его месте развлекательный центр. И вдруг московская комиссия сняла с дома этот статус. Теперь он снова под угрозой сноса, коренной перестройки. А между тем, бесконечно важно сохранить именно эти стены, именно эти кирпичи, которые слышали стоны и страдания тысяч людей.

- Этот дом называют еще "Расстрельным домом".

- Да, хотя документов по этому поводу нет. Но родственники растрелянных верят, что в подвале этого дома осуществлялось исполнение приговоров. Когда в 1989 году возникла идея создать в этом доме Музей истории советского террора, в этот момент дом принадлежал военкомату. Я сам ходил к его руководству, и оно не возражало, но военкомат требовалось переселить. Сделать это тогда не удалось. А потом, уже в 90-е, военкомат куда-то перевели, а дом продали. Сейчас он принадлежит какому-то дочернему предприятию Банка Москвы. А ведь раньше собирались там выстроить торгово-развлекательный центр. Сейчас дом должен сохраниться, поскольку это объект культурной среды – такой вот странный статус, не являющийся охранным. И вроде бы дом должен остаться в прежних объемах. Но мы знаем по московской практике, как часто дом сносится, а на его месте делается муляж.

Заметим, московские власти предпочитают называть такие муляжи лукавым словом "реконструкция". Не надо обладать специальными знаниями, чтобы понять, до какой степени эти новоделы несопоставимы с подлинниками.
XS
SM
MD
LG