Ссылки для упрощенного доступа

Елочные игрушки, как история поколений (Великий Новгород)


Ирина Столбова: "Я встал рано – в 8:30. Оделся, умылся, помолился, и мы спустились золотить шишки и орехи, чтобы наряжать елку. Толе подарили ружье, мне подарили столярный набор. На следующий день мы пошли стрелять из ружья и снимать сладости".

Светлана Жохова: Так писал в своём дневнике в далёком 1884 году 9-летний Володя Бужерянов, сын дворянина. До революции ёлки украшали золочёными шишками и орехами. Новогодние украшения могут рассказать историю государства не хуже учебников, убеждена Ирина Столбова, заведующая "Музеем истории города Боровичи".

Ирина Столбова: Мы мало задумываемся над тем, когда украшаем елку, что каждая игрушка – это историческая веха.

Светлана Жохова: Так что, хоровод вокруг ёлки может быть не только приятной традицией, но и делом познавательным. Игрушки развешены "по спирали": сверху наиболее старинные, внизу – современные. В особо богатых семьях, в основном в крупных городах, ёлку изначально украшали даже драгоценностями. А маленькие изящные игрушки привозили из Германии, которая стала родоначальницей новогодней стеклянной игрушки.

Ирина Столбова: Существует даже легенда, что в одной семье отец был стеклодув. Продукцию свою они никакую не продал, никто ничего не покупал. В результате он расстроенный, взял свою трубочку, выдул какой-то шарик. Проснулись дети, разрисовали эти шарики. Он пошел на рынок, успешно их продал. В этот год была самая богатая елка. Елочный шарик прочно вошел в нашу жизнь.

Светлана Жохова: Тогда же России начали появляться первые картонные игрушки. На макушке ели красовалась Вифлеемская звезда, на смену которой пришла красная звезда. До 30-х годов ёлки были запрещены, после революции ёлки украшали в основном самодельными корзиночками, а позже начали выпускать первые игрушки. В1941 году массовый выпуск игрушек был приостановлен – стране были нужны деньги. Украшения "милитаризируются".

Ирина Столбова: Тогда появляются такие стеклянные бусы, самолеты, парашюты, красные звездочки – символ победы, танки.

Светлана Жохова: 50-е годы резко всё изменили: в стране был неурожай, начинается массовое изготовление игрушечных фруктов и овощей. А потом вдруг вспомнили, что ёлка – это всё-таки праздник для детей, и начали выпускать игрушки со сказочной тематикой. А ещё это – время начала дружбы с Китаем. В 70-е годы игрушка стала массовой – посеребренные стеклянные шишки и сосульки до сих пор можно найти в каждом доме. 80-е годы всё резко изменили: появились игрушки из фольги.

Ирина Столбова: Надо же что-то, наконец, придумать. Нужно было эффективно это сделать, но о качестве мы забываем. Тем не менее, действительно были застойные времена, когда нельзя было говорить о том, как мы живем тяжело.

Светлана Жохова: Рождение перестройки – пластмассовые игрушки. Затем пришла европейская мода на украшение елок различными шарами.

Ирина Столбова: И тут опять та же самая пластмасса – не стекло. Те же самые китайцы. И опять мы говорим – Боже мой, тут свинец, дышать нельзя, трогать нельзя. Это все вредно.

Светлана Жохова: А сейчас, наконец, начинается возрождение исконно русских мотивов.

Ирина Столбова: Они красивые, ярче краски и колокольчики тоньше, они изящнее. И это все правильно. Потому что мы все время должны как-то развиваться.

Светлана Жохова: О своих воспоминаниях, связанных с ёлочными игрушками, рассказывает Юрий Муравьёв. Главным новогодним персонажем был не Дед Мороз – Снеговик, а игрушки они мастерили сами.

Юрий Муравьев: Как обычно в старых мультфильмах, снеговики, которые все время растаивают. Также делали эти звездочки, гирлянды из бумаги выстригали. Передать от старшего поколения младшему этот опыт. Это тоже своеобразная дань Новому году. Сейчас взяли, да, красиво, блестит и все прочее. Купили, ну и ладно. А когда сам сделаешь, ты больше ценишь это все.

Светлана Жохова: Необычное применение хозяйки находили формам для выпекания из фольги.

Юрий Муравьев: Выливается вода в эту форму. Замораживается. Там какая-нибудь веревочка. На улице ты вешаешь, так как были морозы, она же не растает и получается игрушка элементарная. Очень даже зрелищнее и полезнее. Вот он лес, вот природа первозданная. А не то, что дома музыка, то се.

Светлана Жохова: В последние годы Юрий и вовсе не украшает ёлку: рубить живую жаль, а искусственная – да разве ж это ель?

Юрий Муравьев: Я не хочу искусственную елку. Потому что получается елка искусственная, одежда искусственная. Еда у нас искусственная. У нас и жизнь вся искусственная. Я не хочу этого. Выйду куда-нибудь за город, полюбуюсь на нее, и мне вполне достаточно.

Светлана Жохова: О том, как украшали новогодние ёлки после окончания войны, вспоминает Нина Бородина. Деревня Струги не пострадала во время войны, и её жители устраивали себе настоящий праздник.

Нина Бородина: Я хорошо помню 1946 год, когда мне было 5 лет. Мы жили в маленькой деревне. Детей было немного. Мы все сообща шли в лес, приносили из леса елку. Ставили эту елку в один из домов. Все вместе украшали.

Светлана Жохова: Для украшения вырезали из белой бумаги полоски, раскрашивали их карандашами и красками, мастерили фонарики и фрукты, гирлянды из колечек.

Нина Бородина: Бежим по домам и собираем лампы, так как не было света у нас в деревне. Когда все приготовим, приглашаем своих родителей на концерт. Приносили кто конфетки, кто печенье, кто пряники. Мы их все вешали на елку. А когда заканчивался наш концерт, мы эти пряники, конфеты, печенья делили между собой.

Светлана Жохова: Первые "настоящие" ёлочные украшения – сначала картонные, затем стеклянные – Нина Бородина увидела уже в городе. А потом, спустя годы, в их семье появилась первая искусственная ёлка и Дёд Мороз.

Нина Бородина: Первый Дед Мороз появился у нас в 1968 году. Потом, когда мы переезжали из квартиры в квартиру, Деда Мороза всегда забирали с собой. Конечно, его одежка поизносилась. А когда у нас уже выросла внучка, она сшила ему новый красивый наряд. И он до сих пор стоит у нас под Новый год под елкой.
XS
SM
MD
LG