Ссылки для упрощенного доступа

Единое конфликтное пространство


Белоруссия пытается поднять давление в нефтяной трубе и вокруг нее
Белоруссия пытается поднять давление в нефтяной трубе и вокруг нее
В Москве продолжаются российско-белорусские переговоры о поставках нефти. Условия поставки российской нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Белоруссии в 2010 году до сих пор не определены. Между тем накануне Александр Лукашенко подписал пакет законов о Таможенном союзе с Россией и Казахстаном.

До сих пор Белоруссия получала нефть по сниженным ставкам российских экспортных пошлин. Теперь российская сторона настаивает на пошлине стопроцентной; при этом предполагается, что та часть поставляемой из России нефти, которую Белоруссия использует для внутреннего потребления, облагаться таможенной пошлиной вообще не будет. Белорусскую сторону эти условия не устраивают.

На фоне этих разногласий появилось сообщение о возможном прекращении поставок электроэнергии в Калининградскую область, поскольку, как заявляют в компании "Белэнерго", российские поставщики не согласовали с белорусской стороной условия транзита электроэнергии по ее территории. "Широко разрекламированный Таможенный союз с Беларусью просуществовал ровно до конца новогоднего застолья", - пишет в этой связи в своем блоге директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко.

Глава комитета Государственной думы по экономической политике и предпринимательству "единоросс" Евгений Федоров считает, что ничего особенного не происходит.

- Я не думаю, что это конфликт. Это обычный переговорный процесс. Когда вопрос касается денег, всегда сложно вести переговоры, даже с друзьями. Но то, что обо всем договоримся, никаких сомнений нет.

Когда было объявлено о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, все его участники говорили о том, насколько это для них выгодно. Александр Лукашенко тогда заявил, что выигрыш Белоруссии и Казахстана составит 16 миллиардов долларов, а Дмитрий Медведев подсчитал: России Таможенный союз принесет 400 миллиардов долларов - сумма гигантская, равная примерно тридцати процентам российского валово́го внутреннего проду́кта. Однако на деле Россия оказалась не готова отказаться от 3 миллиардов долларов возможных доходов от повышения пошлин на нефть для Белоруссии - именно эту цифру называет президент Института энергетической политики Владимир Милов.

Депутат Государственной думы Валерий Зубов считает, что ответственность за постоянно возникающие конфликтные ситуации в российско-белорусских отношениях несет прежде всего белорусский президент.

- Я абсолютно убежден, что при действующем белорусском лидере будут постоянно возникать какие-то проблемы. Нам надо разделить политику и экономику. Как пройдут переговоры? Я думаю, что ситуация разрешится в пользу России, потому что ее позиция экономически вполне обоснована.

Бывший глава Государственного таможенного комитета Валерий Драганов вспоминает о том, сколько надежд было связано с планами создания Единого государства России и Белоруссии.

- В 1995 году по указу Бориса Николаевича Ельцина и президента Лукашенко, мы между Оршей и Смоленском на тогдашней российско-белорусской границе символически сняли шлагбаум, таможенные посты. И все гордились этим шагом. Но уже тогда душа болела, что начинаем не с того, что сначала нужно создать гармонизированную законодательную систему, синхронизировать реформы, а уж потом снимать все границы. К сожалению, произошло наоборот. 14 лет мы потратили на то, чтобы провести эту унификацию и создать единую таможенную территорию.

Экономике в российско-белорусских отношениях всё время мешает политика, сетует Валерий Драганов. Нынешний российско-белорусский конфликт вокруг таможенных пошлин на поставки нефти будет так или иначе улажен, убежден он, но осадок останется.

На самом деле, как убежден Валерий Зубов, России стратегически выгоден не конкретный Таможенный союз, а максимальная интеграция постсоветского пространства в принципе.

- России выгодно, чтобы на этом пространстве устоялись экономически выгодные взаимосвязи. Поэтому союз с абсолютно естественными союзниками выгоден для России. Мы исторически одно пространство.

Эксперты напоминают: пять лет назад очень модной темой было создание Единого экономического пространства. Сегодня мало кто об этом помнит, но Владимир путин в послании Федеральному собранию называл тогда ЕЭП "приоритетом" российской политики в СНГ. Но от предложенной украинскими партнерами зоны свободной торговли Россия тогда отказалась.

За нынешний же Таможенный союз, убежден экономист Владимир Милов, "России придется платить, поскольку это не экономическая, а чисто геополитическая задачка". Но… "хочется всё и сразу, - пишет он в своем "Живом журнале". "А на эту тему в русском языке есть пословицы замечательные…", - отмечает президент Института энергетической политики Владимир Милов.
  • 16x9 Image

    Виталий Камышев

    Обозреватель Радио Свобода. Сотрудничает с радиостанцией с 1997 года. Работал в журнале " The New Times",  газете "Аргументы и факты", был постоянным автором газеты "Русская мысль" (Париж) в 1995-2000гг.
XS
SM
MD
LG