Ссылки для упрощенного доступа

Есть ли свобода слова в провинции (Санкт-Петербург)


Светлана Жохова: В Санкт-Петербурге состоялся семинар по этике для журналистов. Участие в нём приняли 100 человек из 40 регионов России.
Людмила Иванова, корреспондент "Рязанских ведомостей", по образованию – учитель начальных классов. 6 лет преподавательской деятельности в школе научили её многому.

Людмила Иванова: Учитель является прислужником администрации, учеников, родителей, гороно. Они все ему указывают, как ему быть.

Светлана Жохова: Поэтому, выпустив свой 9 класс, Людмила, имевшая опыт работы в районной газете, решила уйти из школы. И стала редактором новой газеты, учреждённой местным влиятельным банкиром. Но скоро издание прекратило своё существование.

Людмила Иванова: Там что-то у него не заладилось. Деньги кончились, амбиции свои он реализовал. Как ребенок в игрушечку поиграл в газету. А у нас уже был штат. И вот тут я поняла, что все – мне только уезжать.

Светлана Жохова: Переехав в Рязань из маленького городка, устроилась работать в областную газету – издание официальной направленности. Теперь Людмила профессионально разбирается в форматах местных СМИ.

Людмила Иванова: Есть газеты у нас, например, оппозиционные. Она живет. Они губернатора так покрывают! Они там рожки ему в газете подрисовывают. Они имеют право на существование? Имеют. Есть газета, например, формата такого чисто социального, формат развлекательный. Наша газета официальная. Каждый выбирает читать то, что ему интересно. ВГТРК от губернатора не зависят. Не то, что они там плохое про него говорят, нет. Они просто его не показывают. Сетевой партнер РЕН ТВ. Их учредитель – губернатор. Естественно, у них в выпуске минимум три сюжета с участием губернатора.

Светлана Жохова: Людмила характеризует своё издание как "позитивная газета". Пишут только о хорошем. И дело здесь даже не в прессинге властей.

Людмила Иванова: У нас самацензура огромная. Нам ничего не скажут. Мы сами себя выгладим, блошки все повыбираем, и будет у нас все хорошо.

Светлана Жохова: Главная проблема – чиновничья волокита и нежелание давать информацию даже проправительственному изданию.

Людмила Иванова: Они не идут на контакт даже с нами. Они отказываются давать комментарии. Боятся что ли с нами работать?! Хотя они же наши учредители. Я звоню недавно в Министерство сельского хозяйства узнать о кролиководстве, а мне специалист говорит – вы позвоните замминистру, я этой информацией владею, но вы позвоните ему и спросите, насколько она открытая! Бред! Эта информация по закону о государственной тайне не является государственной тайной. Но им это бесполезно объяснять. Со стороны редактора я вообще никакого прессинга не чувствуют, в отличие от районной газеты.

Светлана Жохова: Максим Андреев по образованию тоже не журналист – историк. Первую заметку написал в студенческие годы. Но сейчас он совмещает приятное с полезным, работая в общественно-политическом издании "Псковская губерния".

Максим Андреев: Издателем является некоммерческая организация, которая создана только ради того, чтобы эту газету издавать. Газета существует удивительным образом, вопреки всему. Она, безусловно, не окупается. При этом она не зависит ни от каких политических сил, финансовых групп. Приятно знать, что к нашему мнению прислушиваются. Самое лучшее, когда среди тех, о ком ты пишешь, находится человек, который готов говорить с тобой неформально, какой-нибудь "единоросс", вначале навешав на уши лапши, закончив официальную часть, говорит – а теперь как было на самом деле.

Светлана Жохова: Характеризуя ситуацию со псковскими СМИ в целом, Максим обратился к событиям 4-летней давности. Практически все медиа тогда были под контролем местной власти.

Максим Андреев: К тем, кто по каким-то причинам не вписывался в то Прокрустово ложе, которое они рассматривали, как подходящее для себя, на них оказывались разные методы воздействия без каких-то крайностей, но, в общем, были неприятные моменты.

Светлана Жохова: С приходом во Псков нового губернатора железная хватка административного аппарата слегка ослабла.

Максим Андреев: Отношение к СМИ чрезвычайно прагматическое. Уже понятно, что всем хочется, чтобы писали какой губернатор прекрасный. Но, по крайней мере, перегибов на данный момент нет. Власть себя пытается позиционировать как доброй и справедливой. Это уже что-то.

Светлана Жохова: А Любовь Экгардт работает в тверском информационном агентстве "Тверь ньюс.ру". Сама Любовь родом из Оленино, но живёт в Твери - поступила в аспирантуру. После защиты домой возвращаться не собирается.

Любовь Экгардт: Мне негде совершенно себя реализовать не потому, что я не хочу, не люблю свою малую родину. А просто потому, что я туда приеду и работать уборщицей?! Ну, не для того я имею золотую медаль и красный диплом, чтобы потом продавать огурцы в магазине. Я считаю, что я могу что-то сделать больше. Хотя продавать огурцы тоже нужно кому-то.

Светлана Жохова: Молодым специалистам из регионов трудно найти себе достойное место. Не только для работы, но и для жизни. Жизнь в провинции весёлая. Но странная.

Любовь Экгардт: У нас сушат одноразовые пакеты на заборах. Может быть из-за того, что люди очень бедно жили в годы перестройки и теперь экономят на всем. Они хоть и понимают, что пакеты бесплатные, а вдруг их отберут. И вот они их на всякий случай сушат.

Светлана Жохова: Интернет служит "подушкой безопасности" от цензуры. Поэтому рассказывать о запретных темах можно немножко больше. Например, о том, как люди готовят себе заранее гробы и хранят их в подъездах, или о том, как уже при жизни выкупают себе место на кладбище.

Любовь Экгардт: Женщина одинокая. У нее нет ни мужа, ни детей. Она себе заранее купила место на кладбище, поставила памятник, написала "Помним, любим, скорбим" со своей фотографией, с датой жизни. Там где дата смерти – она пропущена. Она говорит – ну, что, надо же как-то о себе позаботиться, кто обо мне позаботиться. Это русский менталитет, культура. Она везде – и в городе, и в деревне.

Светлана Жохова: Владимир Козловский, корреспондент "Ведомостей" и "Российской газеты" - москвич. Владимир тоже учится в аспирантуре и как исследователь интересуется ситуацией в регионах.

Владимир Козловский: Чтение, размышление предполагают, что у людей должен быть некий базовый материальный уровень, позволяющий им не думать ежеминутно о том, что они, их дети, их родственники будут есть завтра, чтобы у них было время передохнуть. Хотя бы вечером почитать аналитический еженедельник и почувствовать себя не только замученными людьми, но и гражданами большой страны, в которой происходит всегда масса интересных событий. Конечно, децентрализировать не только систему власти вместо властной вертикали строить только властную, но и культурную горизонталь, больше средств в регионы направлять из федеральных центров.

Светлана Жохова: Есть методы и менее глобальные. Например, повысить качество высшего образования журналистов в регионах.

Владимир Козловский: Журналистика – это не бумага, это люди. Ее делают, прежде всего, именно молодые энтузиасты. Они должны быть не только энтузиастами, но и профессионалами.

Светлана Жохова: Провинция бедна на события. Здоровые амбиции и мечты о другой, лучшей, жизни наводят на мысль о том, что стоит пробовать свои силы в более крупных городах.

Владимир Козловский: Фактически столица – это большой пылесос, который высасывает из регионов лучшие журналистские кадры. Журналисты едут покорять столицу. А кто остается на местах? Кто будет заботиться о том, чтобы жители их родных городов получали достоверную, качественную, интересную и актуальную информацию?

Светлана Жохова: Людмила, Максим, Любовь – наши собеседники-журналисты… Что-то ведь держит их в регионах? А значит, и надежда ещё есть.
XS
SM
MD
LG