Ссылки для упрощенного доступа

От Кабинды до Сочи


Футбол в Африке - не просто футбол
Футбол в Африке - не просто футбол
Ситуация, разворачивающаяся в Анголе буквально перед самым стартом футбольного Кубка Африканских наций, только на первый взгляд кажется слегка экзотической и не относящейся к разряду серьезных спортивных событий. На самом деле она касается всех, кто хоть как-то причастен к большому спорту.

Напомню вкратце, что же там произошло. Автобус со сборной Того был обстрелян. Три человека погибли, восемь получили ранения. Атаковали футболистов Того сепаратисты, действующие в ангольской провинции Кабинда – они уже тридцать лет ведут войну за независимость. Ответственность за инцидент взяла на себя ангольская группировка FLEC – боевики заявили, что совершенное нападение является первым из серии атак, которые группировка в ближайшее время планирует осуществить на всей территории провинции Кабинда.

Любопытна раздраженная реакция представителей оргкомитета турнира: она заявили, что сборная Того не должна была ехать на автобусе, по крайней мере, ее руководители не предупредили организаторов о времени прибытия, и потому доля вины ложится и на пострадавшую сторону. Легко можно предположить, что имели место как необязательность гостей, так и стремление хозяев подстраховаться. В любом случаев нарушить порядок могли обе стороны – а с повстанцев, воюющих 30 лет, спрос невелик.
Наверное, для сторонников свободы Тибета или провинции Кабинда вариантов нет – спортивные идеалы, по их мнению, должны быть подчинены решению неспортивных проблем

Организаторы Кубка Африки, конечно, подтвердили, что усилят меры безопасности участников турнира. Сборная Того некоторое время балансировала на грани отказа от участия в турнире, потом было согласилась остаться, но правительство Того решительно призвало своих спортсменов покинуть Анголу – что в результате и случилось. Правда, команда еще может вернуться через три дня - после окончания траура.

Тут сразу же возникает множество вопросов и ассоциаций. Конечно, традиционно в таких случаях вспоминают об олимпийском перемирии в античные уже не хочется – слишком часто в новейшей истории случались малопривлекательные истории. Достаточно вспомнить, что ровны в день открытия Олимпиады в Пекине 2008 года начались военные действия между Россией и Грузией в Южной Осетии. Как в данном случае охарактеризовать случай в Кабинде? Организаторы Кубка африканских наций, конечно, заговорят о политических провокациях. Сепаратисты – об идеалах свободы и борьбе за независимость. И уж конечно идеалы спорта и уважение к участникам крупнейшего континентального турнира будут тут не на первом месте.

Наверное, для нынешних футболистов Того отказ от выступления на Кубке африканских наций – тоже драма, но именно футболисты первыми заговорили от отказе играть в Анголе. Вот, например, слова капитана сборной Того Эмануэля Адебайора, известного в Европе игрока, выступающего за "Манчестер сити": "Это один из крупнейших турниров в Африке, и многие команды хотели бы оказаться на нашем месте, однако мне не кажется, что кто-нибудь готов отдать за это свою жизнь…В конце концов, это всего лишь футбол… Я жив и по-прежнему могу принять участие во множестве значимых матчей, возможно, даже на следующем Кубке Африки, однако не собираюсь расставаться со своей жизнью прямо сейчас. Думаю, теперь уже многие наши игроки предпочитают жизнь турниру, потому что они видели свою смерть, находились на волоске от нее - и теперь желают вернуться обратно к родным". Что тут скажешь? Наверное, остается только спросить у Конфедерации африканского футбола: как можно проводить турнир там, где 30 лет фактически идет гражданская война?..

Еще чуть-чуть – и комментаторами этого военно-спортивного конфликта будет употреблен термин "терроризм". Еще секунду – и вспомнится трагедия на Олимпиаде 1972 в Мюнхене, когда террористы захватили израильских спортсменов, и потом все заложники погибли при попытке штурма вертолета. Что уж вспоминать о таких красноречивых страницах спортивной истории, как бойкот Московской олимпиады 1980 года и ответный бойкот странами социалистического лагеря Олимпиады в Лос-Анджелесе 1984 года. Как сейчас помню лица лидеров олимпийской сборной СССР Виктора Грачева и Валерия Газзаева, для которых отмена поездки на Игры стала едва ли не главной катастрофой их яркой футбольной карьеры…
Как бы не получилось так, что возможные проблемы с безопасностью в Сочи не оказались посерьезнее тех, что поставили перед организаторами Кубка африканских наций борцы за свободу провинции Кабинда…


Увы, большой спорт в современном мире никак не может порвать с политикой, хотя в нынешние времена это удается все чаще. Сколько призывов было к бойкоту Олимпиады в Пекине в связи с ситуацией в Тибете, сколько протестов, сколько попыток сорвать эстафету олимпийского огня! Однако Международный олимпийский комитет был тверд, и протесты не поддержал, намеренно дистанцировавшись от тех, кто пытался решать политические проблемы с помощью спортивного пиара. Трудно сказать, прав ли МОК – это зависит от точки зрения сторон. Наверное, для сторонников свободы Тибета или провинции Кабинда вариантов нет – спортивные идеалы, по их мнению, должны быть подчинены решению неспортивных проблем. Ведь и о провинции Кабинда и ее борьбе за свободу, по правде сказать, мало из не специалистов по Африке знал до этого печального случая – зато теперь о ней услышали во всем мире.

А вот поклонникам спорта общественно-политические перипетии только мешают. И как же быть? Регулярно проводить крупные спортивные турниры в "горячих точках" в надежде, что уважительное отношение к спорту постепенно будет воспитано у всевозможных сепаратистов и всех, кто не согласен с правительствами стран-организаторов? Или для каждого турнира искать места подальше от "горячих точек"? Сомнительно, а? Скорее всего, реалистичного решения этой проблемы не существует, и спорт существующие проблемы не искоренит.

Осталось признаться, что сквозь строки явно просматривается слово "Сочи". Уже несколько раз по разным поводам звучали призывы к бойкоту Зимней Олимпиады 2014 года. Уже неоднократно наиболее рьяные политологи обращали внимание МОК на опасную близость Сочи к кавказским "горячим точкам". Как бы не получилось так, что возможные проблемы с безопасностью в Сочи не оказались посерьезнее тех, что поставили перед организаторами Кубка африканских наций борцы за свободу провинции Кабинда…
XS
SM
MD
LG