Во вторник профильный комитет Госдумы РФ рекомендовал палате ратифицировать 14-й протокол Европейской конвенции по защите прав человека, касающийся деятельности Страсбургского суда. Это решение было принято единогласно на заседании думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.
Россия до сих пор является единственной страной Совета Европы, которая не подписала соответствующий протокол. Госдума рассмотрит этот вопрос на заседании в пятницу, 15 января.
Владимир Кара-Мурза: Переговоры Сергея Лаврова и его испанского коллеги Мигеля Анхеля Мартиноса прошли 12 января в рамках рабочего визита испанского дипломата в Россию. С 1 января Испания стала председателем ЕС на полгода, и Россия первая страна, которую глава МИД Испании посещает в качестве представителя государства, председательствующего в Евросоюзе. Главным результатом 2010 года глава испанского МИДа считает подготовку к отмене в будущем виз между ЕС и Россией. Испания в качестве председателя ЕС берет на себя обязательства подготовить саммит Россия – ЕС, который пройдет 30 мая в Москве. Сегодня же комитет Государственной думы по законодательству рекомендовал депутатам ратифицировать 14 протокол к Европейской конвенции по правам человека, касающийся реформирования Страсбургского суда. Этот вопрос будет рассмотрен на заседании думы 15 января. Шаги России навстречу Европе мы обсуждаем с бывшим первым заместителем министра иностранных дел Российской Федерации Федором Шеловым-Коведяевым. Насколько вероятна эта идея отмены виз между Евросоюзом и Россией?
Федор Шелов-Коведяев: Мне хотелось бы начать с того, что очень важный шаг сделан со стороны Европейского союза в сторону России. Поскольку действительно это первый визит министра иностранный дел Испании, которая председательствует в Европейском союзе, и тем самым того министра, который представляет собой и осуществляет полномочия того, кто фактически отвечает за внешнюю политику Европейского союза, наряду, конечно, с миссис Эштон, но тем не менее, все-таки это ключевая фигура в нынешней политической конфигурации объединенной Европы. И то, что первый визит делается в Россию, показывает, насколько это важно для Европейского союза иметь хорошие деловые, рабочие, максимально близкие отношения с Россией.
Владимир Кара-Мурза: Борис Туманов, журналист-международник, бывший зав международным отделом еженедельника "Новое время", удручен мнительностью европейских дипломатов.
Борис Туманов: Европейцы потеряли историческое воображение, они стали гедонистами, какие-то мелочные гедонисты, вот словосочетание, которое лучше всего подходит. Они пугаются собственной тени, они ужасно трясутся над своим комфортом и выдумывают всякого рода ужасы, которых не существует. Если у европейцев достанет ума и политической воли, действительно как этого желает Лавров, открыть границы в период испанского председательства, это было бы с их стороны гениальным стратегическим шагом, который, кстати говоря, подорвал бы полностью всю ту демагогию о вражеском окружении, которая сегодня существует в России. О каком можно говорить вражеском окружении, о какой недоброжелательности, если мы в Барселону, в Калабрию ту же будем ездить как в Подмосковье.
Федор Шелов-Коведяев: Я, к сожалению, не могу быть таким оптимистом, как коллега Туманов. Я считаю, что вообще вопрос, поставленный Лавровым, поставлен очень правильно. Действительно разумно, резонно иметь некую дату, к которой мы должны двигаться с обеих сторон, чтобы получить в итоге безвизовый режим между Россией и Европейским союзом. Но с другой стороны, понятна реакция испанского коллеги Лаврова. Потому что было бы странно отреагировать иначе, чем отреагировал он. Он сказал, что мы настроены двигаться в этом направлении, но при этом от вопроса о дате он ушел. Это правильно, потому что, конечно, это не может состояться в период испанского председательства – это очевидно по многим причинам. Кроме всего прочего на этом пути встают очень многие препятствия, которые созданы самой Россией.
Прежде всего я хочу обратить внимание на то, что очень разнонаправлены наши политики. Если мы хотим иметь безвизовый режим с Европейским союзом, то что, скажем, нам тогда делать с нашим ближайшим союзником по содружеству и даже той страной, с которой мы вроде бы входим в единое государство - с Белоруссией. Потому что если мы будем иметь безвизовый режим с Европейским союзом, это предполагает, что мы поставим заградительный кордон на наших границах, визовый кордон на наших границах со всеми странами содружества, это будет и Украина, это будет и Узбекистан, и Казахстан, с которым, кстати, у нас тоже большой проект – единое экономическое пространство. Значит, как быть с союзным государством, отказываться от него или всех белорусов принимать в русское гражданство, и тогда де-факто Белоруссия перестанет существовать, если все ее граждане будут гражданами России. Что тоже довольно экзотичным было бы решением. Что делать с тем же Казахстаном, как развивать проект единого экономического пространства.
И наконец, есть для Евросоюза, не для нас только, для Евросоюза очень сложный вопрос, а именно мы знаем, что есть две страны, признанные независимыми Россией и еще целым рядом латиноамериканских государств независимыми, суверенными государствами, я веду речь об Абхазии и Южной Осетии, где как раз все являются гражданами России, где все имеют двойное гражданство. По логике естественно их не может выбраковывать Европейский союз, если он откроет границы всем гражданам России. И тогда уже возникнет контроверза с тем, что фактически страны Европейского союза, Европейский союз, Брюссель признают независимость суверенность этих государств. Возникнет проблема не только с Грузией, но возникнут проблемы принятия решений и выполнения решений внутри Европейского союза, как это он, заявив о том, что он не признает и все страны Европейского союза заявили, что они не признают независимость этих двух государств, вдруг через какое-то время станут менять столь радикально свое решение. Для этого должны быть какие-то очень веские основания. Поэтому, я думаю, что, конечно, в какой-то перспективе 10-15, 5 лет, политика очень живая материя, поэтому тут сложно делать однозначные прогнозы, такое решение о безвизовом посещении, взаимном безвизовом посещении будет принято, но не думаю, что это дело ближайшего времени.
Владимир Кара-Мурза: А выглядит ли как шаг навстречу Европе решение Государственной думы ратифицировать 14 протокол к Европейской конвенции по правам человека, касающийся реформы Страсбургского суда?
Федор Шелов-Коведяев: Я думаю, что и отказ ратифицировать этот протокол, и сейчас эта рекомендация, ратификация пока еще не состоялась, но вообще по процедуре она должна состояться после такой рекомендации, вот эти два разнонаправленных решения, одно трехлетней давности, другое совсем свежее, избыточно конъюнктурны. Понятно, что всегда это есть политическое решение, но и тогда это было связано с текущей конъюнктурой. Мы помним, что три года назад были довольно острые дискуссии между Европейским союзом и Россией именно в сфере прав человека и не только по поводу ЮКОСа, но и по поводу многих других вещей, которые происходили с правозащитниками, ситуации на Северном Кавказе, много было довольно неприятных для кремлевского руководства вещей сказано со стороны представителей Европейского союза и отдельных европейских стран. И сейчас мне представляется, что тоже тактическое конъюнктурное решение, связанное с обстоятельствами тоже рассмотрения некоторых дел, в частности, того же самого одного из ходатайств по делу ЮКОСа, которое тоже должно начаться через какое-то время, по-моему, через пару неделю.
Владимир Кара-Мурза: Первое заседание послезавтра. Адвокат Игорь Трунов, первый вице-президент федерального Союза адвокатов России считает, что Россия непростительно опоздала с ратификацией 14 протокола.
Игорь Трунов: Уже принят 14 протокол, действует без Российской Федерации. Российская федерация единственная страна, которая никак его не ратифицирует. Вся Европа живет отдельно от Российской Федерации, и это не может продолжаться бесконечно, это режет глаза, поэтому Государственная дума вынуждена ратифицировать 14 протокол, который регламентирует процессуальную деятельность и ускоряет судопроизводство в Европейском суде. Потому что абсолютно очевидно, что такое длительное рассмотрение - это ненормальное явление для европейского суда. И тот ком накопившихся жалоб в европейском суде сейчас сорвется и больно ударит по российскому бюджету. Это основная жалоба, с которой обращаются россияне, то есть несправедливость российского судопроизводства. Поэтому параллельно, конечно, надо рассматривать меры улучшения российского судопроизводства. Но это огромное достижение, мы получим прямой рычаг влияния на российскую судебную систему.
Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.
Россия до сих пор является единственной страной Совета Европы, которая не подписала соответствующий протокол. Госдума рассмотрит этот вопрос на заседании в пятницу, 15 января.
Владимир Кара-Мурза: Переговоры Сергея Лаврова и его испанского коллеги Мигеля Анхеля Мартиноса прошли 12 января в рамках рабочего визита испанского дипломата в Россию. С 1 января Испания стала председателем ЕС на полгода, и Россия первая страна, которую глава МИД Испании посещает в качестве представителя государства, председательствующего в Евросоюзе. Главным результатом 2010 года глава испанского МИДа считает подготовку к отмене в будущем виз между ЕС и Россией. Испания в качестве председателя ЕС берет на себя обязательства подготовить саммит Россия – ЕС, который пройдет 30 мая в Москве. Сегодня же комитет Государственной думы по законодательству рекомендовал депутатам ратифицировать 14 протокол к Европейской конвенции по правам человека, касающийся реформирования Страсбургского суда. Этот вопрос будет рассмотрен на заседании думы 15 января. Шаги России навстречу Европе мы обсуждаем с бывшим первым заместителем министра иностранных дел Российской Федерации Федором Шеловым-Коведяевым. Насколько вероятна эта идея отмены виз между Евросоюзом и Россией?
Федор Шелов-Коведяев: Мне хотелось бы начать с того, что очень важный шаг сделан со стороны Европейского союза в сторону России. Поскольку действительно это первый визит министра иностранный дел Испании, которая председательствует в Европейском союзе, и тем самым того министра, который представляет собой и осуществляет полномочия того, кто фактически отвечает за внешнюю политику Европейского союза, наряду, конечно, с миссис Эштон, но тем не менее, все-таки это ключевая фигура в нынешней политической конфигурации объединенной Европы. И то, что первый визит делается в Россию, показывает, насколько это важно для Европейского союза иметь хорошие деловые, рабочие, максимально близкие отношения с Россией.
Владимир Кара-Мурза: Борис Туманов, журналист-международник, бывший зав международным отделом еженедельника "Новое время", удручен мнительностью европейских дипломатов.
Борис Туманов: Европейцы потеряли историческое воображение, они стали гедонистами, какие-то мелочные гедонисты, вот словосочетание, которое лучше всего подходит. Они пугаются собственной тени, они ужасно трясутся над своим комфортом и выдумывают всякого рода ужасы, которых не существует. Если у европейцев достанет ума и политической воли, действительно как этого желает Лавров, открыть границы в период испанского председательства, это было бы с их стороны гениальным стратегическим шагом, который, кстати говоря, подорвал бы полностью всю ту демагогию о вражеском окружении, которая сегодня существует в России. О каком можно говорить вражеском окружении, о какой недоброжелательности, если мы в Барселону, в Калабрию ту же будем ездить как в Подмосковье.
Если мы хотим иметь безвизовый режим с Европейским союзом, то что, скажем, нам тогда делать с нашим ближайшим союзником по содружеству и даже той страной, с которой мы вроде бы входим в единое государство - с Белоруссией
Федор Шелов-Коведяев: Я, к сожалению, не могу быть таким оптимистом, как коллега Туманов. Я считаю, что вообще вопрос, поставленный Лавровым, поставлен очень правильно. Действительно разумно, резонно иметь некую дату, к которой мы должны двигаться с обеих сторон, чтобы получить в итоге безвизовый режим между Россией и Европейским союзом. Но с другой стороны, понятна реакция испанского коллеги Лаврова. Потому что было бы странно отреагировать иначе, чем отреагировал он. Он сказал, что мы настроены двигаться в этом направлении, но при этом от вопроса о дате он ушел. Это правильно, потому что, конечно, это не может состояться в период испанского председательства – это очевидно по многим причинам. Кроме всего прочего на этом пути встают очень многие препятствия, которые созданы самой Россией.
Прежде всего я хочу обратить внимание на то, что очень разнонаправлены наши политики. Если мы хотим иметь безвизовый режим с Европейским союзом, то что, скажем, нам тогда делать с нашим ближайшим союзником по содружеству и даже той страной, с которой мы вроде бы входим в единое государство - с Белоруссией. Потому что если мы будем иметь безвизовый режим с Европейским союзом, это предполагает, что мы поставим заградительный кордон на наших границах, визовый кордон на наших границах со всеми странами содружества, это будет и Украина, это будет и Узбекистан, и Казахстан, с которым, кстати, у нас тоже большой проект – единое экономическое пространство. Значит, как быть с союзным государством, отказываться от него или всех белорусов принимать в русское гражданство, и тогда де-факто Белоруссия перестанет существовать, если все ее граждане будут гражданами России. Что тоже довольно экзотичным было бы решением. Что делать с тем же Казахстаном, как развивать проект единого экономического пространства.
И наконец, есть для Евросоюза, не для нас только, для Евросоюза очень сложный вопрос, а именно мы знаем, что есть две страны, признанные независимыми Россией и еще целым рядом латиноамериканских государств независимыми, суверенными государствами, я веду речь об Абхазии и Южной Осетии, где как раз все являются гражданами России, где все имеют двойное гражданство. По логике естественно их не может выбраковывать Европейский союз, если он откроет границы всем гражданам России. И тогда уже возникнет контроверза с тем, что фактически страны Европейского союза, Европейский союз, Брюссель признают независимость суверенность этих государств. Возникнет проблема не только с Грузией, но возникнут проблемы принятия решений и выполнения решений внутри Европейского союза, как это он, заявив о том, что он не признает и все страны Европейского союза заявили, что они не признают независимость этих двух государств, вдруг через какое-то время станут менять столь радикально свое решение. Для этого должны быть какие-то очень веские основания. Поэтому, я думаю, что, конечно, в какой-то перспективе 10-15, 5 лет, политика очень живая материя, поэтому тут сложно делать однозначные прогнозы, такое решение о безвизовом посещении, взаимном безвизовом посещении будет принято, но не думаю, что это дело ближайшего времени.
Владимир Кара-Мурза: А выглядит ли как шаг навстречу Европе решение Государственной думы ратифицировать 14 протокол к Европейской конвенции по правам человека, касающийся реформы Страсбургского суда?
Федор Шелов-Коведяев: Я думаю, что и отказ ратифицировать этот протокол, и сейчас эта рекомендация, ратификация пока еще не состоялась, но вообще по процедуре она должна состояться после такой рекомендации, вот эти два разнонаправленных решения, одно трехлетней давности, другое совсем свежее, избыточно конъюнктурны. Понятно, что всегда это есть политическое решение, но и тогда это было связано с текущей конъюнктурой. Мы помним, что три года назад были довольно острые дискуссии между Европейским союзом и Россией именно в сфере прав человека и не только по поводу ЮКОСа, но и по поводу многих других вещей, которые происходили с правозащитниками, ситуации на Северном Кавказе, много было довольно неприятных для кремлевского руководства вещей сказано со стороны представителей Европейского союза и отдельных европейских стран. И сейчас мне представляется, что тоже тактическое конъюнктурное решение, связанное с обстоятельствами тоже рассмотрения некоторых дел, в частности, того же самого одного из ходатайств по делу ЮКОСа, которое тоже должно начаться через какое-то время, по-моему, через пару неделю.
Владимир Кара-Мурза: Первое заседание послезавтра. Адвокат Игорь Трунов, первый вице-президент федерального Союза адвокатов России считает, что Россия непростительно опоздала с ратификацией 14 протокола.
Игорь Трунов: Уже принят 14 протокол, действует без Российской Федерации. Российская федерация единственная страна, которая никак его не ратифицирует. Вся Европа живет отдельно от Российской Федерации, и это не может продолжаться бесконечно, это режет глаза, поэтому Государственная дума вынуждена ратифицировать 14 протокол, который регламентирует процессуальную деятельность и ускоряет судопроизводство в Европейском суде. Потому что абсолютно очевидно, что такое длительное рассмотрение - это ненормальное явление для европейского суда. И тот ком накопившихся жалоб в европейском суде сейчас сорвется и больно ударит по российскому бюджету. Это основная жалоба, с которой обращаются россияне, то есть несправедливость российского судопроизводства. Поэтому параллельно, конечно, надо рассматривать меры улучшения российского судопроизводства. Но это огромное достижение, мы получим прямой рычаг влияния на российскую судебную систему.
Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.