Ссылки для упрощенного доступа

Милиция: меньше, но богаче


В ближайшее время МВД России начнет работать с новой системой отчетности, личный состав сотрудников милиции значительно сократится, а их зарплаты вырастут: это лишь часть мер предпринимаемых в рамках реформирования МВД по поручению президента. О том, что еще можно сделать в рамках реформирования МВД сегодня в Москве говорили правозащитники, депутаты, ученые и сами сотрудники ведомства.

Споры о том нужно ли реформировать российскую милицию закончились. Точку в этом вопросе поставил президент Дмитрий Медведев, 24 декабря 2009 года издавший указ о реформировании системы МВД. Из этого документа, в частности, следует что к 2012 году численность сотрудников МВД сократится на 20 процентов, милиция общественной безопасности перейдет на федеральное финансирование, а кроме того будет введен принцип ротации кадров.

Теперь основная дискуссия развернулась вокруг вопросов о том, а как именно нужно проводить эту реформу и кто должен ей заниматься. Эта тема и стала основной на сегодняшнем заседании Комиссии общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов. Большинство участников обсуждения согласились с тем, что милицию нужно сокращать (сегодня в Москве, например, на 70 человек приходится один сотрудник милиции), а зарплаты сотрудникам органов внутренних дел увеличивать. Говорит президент адвокатской палаты Москвы Генри Резник:

- Мы создали систему числом поболе, ценой подешевле. Не может такая система работать эффективно. Не может быть вообще в принципе бедного полицейского. Поэтому сокращение численности и повышение зарплаты и социальной поддержки абсолютно необходимо. Без этого ничего не сдвинется. Это нужно уже сейчас начинать претворять в жизнь, прямо сегодня.

Член Совета Федерации, а в прошлом первый замминистра внутренних дел Александр Чекалин опасается, что сокращения коснуться как раз тех служб МВД, которым и так не достает профессиональных работников:

- Боюсь того, что сокращены будут участковые, ППС, уголовный розыск, подразделения по делам несовершеннолетних, дознаватели, следователи, а начальники и обеспечивающие службы останутся. Их великое множество! В системе МВД 25 тысяч начальников и командиров. Считаю, что пришло время прописания жесткого регламента руководителя по контролю за деятельностью подчиненных. Правильный контроль командира - главный заслон любому чрезвычайному происшествию. Должна быть до автоматизма доведена причинно-следственная связь преступления подчиненного и освобождение от должности непосредственного начальника. Не начальника главка или заместителя министра, а непосредственного, который денно и нощно должен смотреть за этим сотрудником, но этого не делает.

По мнению генерал-майора милиции, депутата Государственной Думы Татьяны Москальковой, реформирование милиции нужно начинать с определения её функций и ревизии законодательства с тем, чтобы выявить и устранить коррупционные риски:
Мы загоняем милицию в коррупционные риски. Милиция сегодня пасынок в правоохранительной системе. Везде заработная плата выше, чем в органах внутренних дел

- Первое - это избавиться от тех функций, которые сегодня уже не должна выполнять милиция. Например, выдворение незаконно находящихся на территории иностранных граждан. Есть ФМС, которая может вполне выполнять эту функцию. Она наполнена хорошими профессионалами. Розыск должников по гражданским делам. У нас есть служба судебных приставов. Они в состоянии выполнять эту функцию в полном объеме. Необходимо коренным образом пересмотреть денежное содержание и социальную защищенность. Нужно провести, наверное, ревизию всех нормативных правовых актов, регулирующие деятельность органов внутренних дел (а их более 200) и вычленить коррупционные статьи. Я считаю, что 100 рублей командировочные и 500 рублей за проживание - это коррупционная норма. Мы загоняем милицию в коррупционные риски. Милиция сегодня пасынок в правоохранительной системе. Везде заработная плата выше, чем в органах внутренних дел. Следователь органов внутренних дел получает в три раза меньше, чем следователь прокуратуры, выполняя те же функции только в более сложных условиях. Вот это все можно выровнять с помощью закона о правоохранительной службе.

Свое видение путей реформирования милиции представили и правозащитники. Среди принципиальных были предложения о демилитаризации структур МВД с тем, чтобы они в первую очередь обеспечивали условия для поддержания правопорядка, а не боролись с преступностью. Кроме того, органы внутренних дел предложено децентрализовать, разделив на федеральную полицию и местную милицию. При этом предполагается, что Федеральная полиция будет противодействовать организованной преступности, коррупции в органах власти, терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, преступлениям в сфере высоких технологий, массовым беспорядкам, преступлениям в отношении федеральных чиновников и общественных деятелей.
А вот охраной общественного порядка и профилактикой преступлений должна заниматься местная (муниципальная) милиция. Это предложение, кстати, раскритиковали большинство из присутствовавших на заседании комиссии Общественной палаты представителей милиции. Сомнительным им показалось и предложение о выделении милицейских следственных органов в отдельную структуру. Говорит директор Института прав человека Валентин Гефтер:

- Сейчас, по-моему, полный сумбур в головах даже по поводу терминов, которые сегодня употреблялись. Одни под демилитаризацией понимают разрушение, хаос, а мы понимаем этот процесс как оптимизацию структуры и все прочее. То же самое касается и законодательных вещей, и социальных пакетов, и всего прочего. Я думаю, что нам, во-первых, надо узнать, что делается друг у друга, грубо говоря - кто о чем думает, кто что продвигает. Во-вторых, надо дать понять обществу, что предстоит. Потому что я знаю, что есть такая позиция, что завтра тюрьмы раскроют, милицию распустят, и будет чуть ли не царство криминала на земле. Видно было, что собрались разумные люди. Даже при крайней несхожести мнений есть понимание того, с чего надо начать работать.

А вот идея передать Минюсту часть нынешних функций милиции, например, лицензирование гражданского оружия и охрану органов государственной власти, судов и прокуратуры понравилась многим. Интересным показалось и предложение правозащитников вывести службу собственной безопасности из системы МВД. Впрочем, заместитель министра внутренних дел Александр Смирный заверил журналистов, что ни одно из прозвучавших сегодня предложений не останется без внимания.

- Услышать со стороны оценку деятельности органов внутренних дел - это всегда важно. Вы знаете, что министром проводится на протяжении последних лет политика сближения, чтобы как можно более открытым стало наше министерство. Поэтому те проблемные вопросы, которые сегодня звучали, для меня, по крайней мере, очень полезны. Они будут учтены в обязательном порядке при принятии того или иного решения.

Марьяна Торочешникова: Александр Смирный сообщил также, что уже к концу января будет подписан приказ об оценке качества работы милиции. Теперь основным показателем качества станет общественное мнение, что позволит увести милицию от палочной системы оценки качества работы.
XS
SM
MD
LG