Ссылки для упрощенного доступа

А_посидеть.ехе


По свидетельствам многих блогеров, разгон милицией разрешенного антифашистского шествия памяти Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой был весьма жестким
По свидетельствам многих блогеров, разгон милицией разрешенного антифашистского шествия памяти Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой был весьма жестким
И антифашистские акции, разрешенные мэрией, и реформаторские порывы - идущие, казалось бы, с самого верха - все равно пока что оканчиваются задержаниями и арестами. Такую закономерность на минувшей неделе отметили в своих сетевых дневниках российские блогеры.

История с шествием и митингом, которые провели в Москве антифашисты на годовщину убийства адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, вышла весьма показательной. Сначала мероприятие долго не разрешали – под предлогом того, что мэрия была на новогодних каникулах. Потом разрешили. В результате все равно произошли стычки с милицией. Молодые антифашисты, антифа – не самая спокойная публика, однако милиционеры, как водится, проявили себя более чем асимметрично.

И вот тут произошло нечто, доселе небывалое в истории противостояния митингующей оппозиции и милиционеров. Один из свидетелей событий, молодой блогер Иван Митин так описывает произошедшее:

Правозащитник Лев Пономарев предложил милиции сделку: все расходятся, а за это митингующие получают обратно 18 задержанных. Но народ не расходился. "Не верь ментам, Пономарев". Требовали доказательств, что 18 человек сейчас отпустят. Пришли шишки, стали решать, кого же им отпустить.

Пономарев и компания хотели, чтобы был освобожден какой-то автобус, который уже куда-то уехал. Стали звонить в автобус. Позвонили одному из задержанных. Тот должен был дать трубку "сопровождающему" их милиционеру, но тот трубку брать отказался. Минут десять пререкались с шишками, которые никак не могли повлиять на ситуацию. В итоге, пошли смотреть на другой автобус. Причем от прессы потребовали остаться. Но пресса, конечно же, пошла за ними. Пришли к автобусу. "Здравствуйте, товарищ начальник. А у нас как раз самовар закипел, не желаете кренделей с маком?"

Щедрая милиция отпустила не 18 человек, а целых 22! Об этом было сообщено беспокоящимся гражданам - и настоятельно было попрошено помещение очистить. Митинг закончился так же непонятно, как и начался. На почти пустой площади остались только свечки гореть.


Итак, с минувшей недели в практику взаимоотношений милиции и митингующих вошло новое понятие: заложничество. Милиция забирает – организаторы предлагают сделку – милиция отпускает – мероприятие закончено. Законное, разрешенное мероприятие. Конечно, выйти на свободу еще из милицейского автобуса – лучше, чем уже из милицейского отделения. Однако сама схема "люди в обмен на уход с площади" – не самое лучшее, что может предложить оппозиция в уличном диалоге с властью. Что и отметили многие блогеры.

В блоге Ивана Митина состоялся весьма характерный диалог. Вопрос: "Я что-то не могу понять: милиция у нас что ли одобряет убийства журналистов? Почему такие страсти?" И ответ: "Как сказал один мент "Мы в этой стране оккупационные войска!" Однако схему с заложниками придумали отнюдь не милиционеры. А значит – новые задержания и новые прекращения законных шествий, пикетов, митингов. По доброй воле тех, кто их организует; никакого давления.

Так себе перспектива, если честно.

* * *
Перед заседанием Госсовета по госстроительству – заседанием, где рассматривались вопросы реформы политической системы – на минувшей неделе блогеры по-новому взглянули, не много и не мало, на президента России Дмитрия Медведева. Собственно говоря, о реформе – призванной дать системной оппозиции чуть больше шансов на присутствие в законодательных собраниях разного уровня – впервые заговорил сам Дмитрий Анатольевич в послании к Федеральному собранию. Поэтому у блогеров возник вопрос: как следует оценивать модернизационные усилия Медведева? И считать ли их за усилия вообще? И, более того – следует ли рассматривать Дмитрия Медведева как сколько-нибудь действующего лидера, учитывая сложившуюся тандемократию?

В блогах – как всегда, самые крайние точки зрения. Политолог Алексей Чадаев определил, как ему кажется, основные черты медведевской модернизации – и, шире, отличия наступающих десятых годов от девяностых и нулевых. Декларативно, хлестко; вполне потянет на манифест новых охранителей:

Модернизация — первая из попыток найти имя основному тренду 2010-х. Этот тренд — переход от дележа советского наследства к построению новой экономики — обусловлен железной логикой ситуации: делить больше нечего. Но залог успеха созидательной программы модернизации — в способности защитить создаваемое от всепожирающей машины передела. А значит, десятые противоположны как девяностым, так и нулевым.
Тем, кто хотят работать и создавать, не нужны яхты и виллы мародёров прошлых эпох. Нужно другое: чтобы их не было — по крайней мере, как фактора в социальной жизни нового класса. Этому классу нужно, чтобы рубль, заработанный своим собственным умом или трудом, стоил дороже, ценился выше, чем сто рублей, заработанных перекачкой российских углеводородов по ржавым советским трубам. Только тогда люди, создающие новые идеи, новые технологии и новые бизнесы, получат шанс стать первыми. А значит, смогут захотеть совершить невозможное.
Тот, кому удастся решить эту задачу, и станет лидером этого нового класса. А значит, и лидером России 2010-х.
Кто сказал «Медведев»?


На противоположном фланге – как всегда, более пестро. Оппозиционно мыслящий сценарист и писатель Олег Козырев, полемизируя со статьей оппозиционера же Марины Литвинович – та сочла, что "слова Медведева, его разговоры о необходимости модернизации породили новый общественный резонанс", а страна, следовательно, пробуждается, – высказал в своем сетевом дневнике следующие соображения:

Честные судьи и раньше давали свои определения, и вчера и в прошлые дни были Дымовские - только в блогах, не в видеоблогах пока.
Более того, скажу: и вчера и в прошлые дни и люди рождались, и солнце восходило, и акции были, и были те или иные шаги.
Не вызвал Медведев ничего, кроме надежды узкой прослойки некоторых людей влезть в политтехнологические бюджеты или в бюджеты каких-нибудь нанопроектов.
Все.
Это распил Медведева - не более того.
Вот и все шевеление, которое можно заметить.
Нет ни надежд, ни шагов, ни вызовов - ничего. Пустота одна.


Следует отметить, что запись Олега Козырева появилась за несколько дней до того, как майор милиции Алексей Дымовский был арестован в зале суда по довольно невнятному – так показалось блогерам – поводу. По мнению суда, пребывание Дымовского на свободе несет угрозу следователям по делу, возбужденному против опального милиционера (по версии следствия, тот растратил 27 тысяч рублей казенных денег). Так что оттепель оттепелью, модернизация модернизацией, - а сидеть возмутители общественного спокойствия будут по расписанию. Известному только представителям власти.
XS
SM
MD
LG