Ссылки для упрощенного доступа

Решение Европейского Суда: почему Грузия должна платить компенсацию за сталинские репрессии


Ирина Лагунина: Во вторник Европейский суд по правам человека признал Грузию виновной в том, что страна не предоставила финансовой компенсации семье, которая пережила репрессии сталинской поры. Решение, естественно, выходит далеко за рамки интересов одного истца и открывает целый ряд вопросов об исторической ответственности за преступления, совершенные советским режимом. Мои коллеги Саломе Асатиани и Клэр Биг следили за развитием этого юридического процесса.
Братья Клаус и Юрий Киладзе получат теперь 4 тысячи евро от правительства Грузии. Так распорядился суд. Этой компенсации им пришлось ждать 70 лет. Но решение не дает однозначного ответа на вопрос, кто же все-таки несет ответственность за советские времена – Россия, которая является правопреемницей СССР и благодаря этому была вынуждена выплачивать долги советского государства, но зато приобрела по наследству место постоянного члена в Совете Безопасности ООН, или государства, образовавшиеся из распада СССР, местные коммунистические партии которых действовали в советские времена по указанию Москвы. Клаус Киладзе надеется, что теперь остальные жертвы репрессий сталинской поры смогут потребовать компенсации у правительства Грузии:

Клаус Киладзе: Тех, кто на самом деле пострадал, вероятно, с нами уже нет. Но их дети все еще живы, и они могут получить эту компенсацию. А из тех, кто пал жертвой 1937 года, практически никто до наших дней не дожил, ну, может быть, горстка.

Ирина Лагунина: Клаусу Киладзе сейчас 83 года. Его отец был расстрелян в разгар сталинского большого террора, его мать была отправлена в ГУЛАГ. Их квартиру в Тбилиси конфисковали вместе со всеми семейными пожитками. Мальчиков бросили в спецлагерь для детей врагов народа.

Клаус Киладзе: Мою мать арестовали как члена семьи предателя родины и приговорили к восьми годам. Мне было 11, моему брату – 9. Сначала нас отдали в детский центр в Тбилиси, где мы провели около 20 дней. Затем нас выслали на Северный Кавказ, в специальный детдом. Наша бабушка всеми правдами и неправдами смогла нас оттуда забрать – через два года.

Ирина Лагунина: Их мать пережила годы в ГУЛАГЕ и вернулась в Грузию. Ее, как и ее мужа, реабилитировали в конце 50-х годов после смерти Сталина. В 1998 году, через 7 лет после распада Советского Союза братьев Клауса и Юрия Киладзе официально признали жертвами политических репрессий. Кстати, за год до того в Грузии был принят закон о защите лиц, прошедших через политические репрессии, и именно на основании этого закона братья и направили в 2005 году запрос о денежной компенсации.
В грузинском суде иск был отвергнут. Судьи сослались на то, что в Грузии еще не выработано дополнительное законодательство, позволяющее рассчитать сумму компенсации. И вот тогда братья Киладзе обратились в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Вместе с деньгами для себя они получили решение суда, которое повлияет на жизни других. Вот как объясняет вердикт Филип Лич, представитель расположенного в Лондоне Центра в защиту прав человека, который помогал в оформлении иска в страсбургский суд:

Филип Лич: Что важно, что очень важно, так это то, что суд отдельно заявил в окончательном решении о том, что правительство должно ввести закон, что этот закон должен быть подкреплен бюджетом, деньгами, с помощью которых этот закон можно было бы выполнять. И это решение Европейского Суда по правам человека обязательно для Грузии.

Ирина Лагунина: Иными словами, ссылки грузинских судов на то, что специальное законодательство еще не принято, теперь просто не будут иметь силы. У Грузии прекрасная статистика в исполнении приговоров страсбургского суда, и министр юстиции страны уже заявила, что и это решение будет немедленно выполнено. Но в Тбилиси предсказывают и то, что решением суда многие останутся недовольны: в нем нет упоминания России, которая, по мнению большого числа грузин, была единственным исполнителем преступлений сталинского времени – ведь Грузию оккупировали насильно. Эти настроения поддерживает и правительство Михаила Саакашвили, которое недавно открыло в Тбилиси государственный музей советской оккупации и уничтожило все символы советского времени.
Однако грузинские правозащитники и юристы говорят о другом. Глава грузинской Ассоциации молодых юристов Тамар Хидашели:

Тамар Хидашели: Грузинское государство приняло на себя ответственность, когда ввело законодательство 1997 года. Оно не говорило, что винить во всем надо Россию и что Грузия полностью невиновна. Оно взяло ответственность, оно сказало, что предоставит социальные гарантии жертвам репрессии и пообещало компенсации. Да, Грузия была составной частью Советского Союза, но давайте не будем забывать, что политические репрессии совершались самими грузинскими правящими кругами. Да, приказы часто шли из Москвы, но не думаю, что на все был московский приказ.
XS
SM
MD
LG