Ссылки для упрощенного доступа

Швеция подсчитает отходы России


В Балтийском море, вероятно, находятся радиоактивны отходы, которые российские военные сбросили туда в начале 1990-х.
В Балтийском море, вероятно, находятся радиоактивны отходы, которые российские военные сбросили туда в начале 1990-х.
Российские военные в начале 1990-х годов, вероятно, неоднократно сбрасывали в Балтийское море химические отходы. Такое предположение прозвучало в расследовании репортеров шведского телевидения. Информация уже вызвала международный скандал. Подробностями с Радио Свобода поделились авторы расследования.

Одна из программ шведского телевидения, название которой переводится как "Миссия: расследование", на днях показала сюжет о том, что в начале девяностых годов российские военные с большой вероятностью могли сбрасывать химические отходы в Балтийское море в районе шведского острова Готланд. Отходы якобы были вывезены с бывшей советской базы в латвийском городе Лиепае.

Доказательство этих данных – три секретных отчета одного из подразделений шведской Службы военной разведки, которые были составлены в 1999 году. Части этих отчетов стали доступны журналистам шведского телевидения Свену Бёргману и Юакиму Дайвермарку. Они посвятили расследованию несколько месяцев.
Нам наверняка не известно, что сброс отходов имел место. Однако подтверждения все-таки есть

– Я бы хотел подчеркнуть, что в расследовании мы говорим лишь о вероятности загрязнения Балтийскго моря, – говорит Свен Бёргман. – Нам наверняка не известно, что сброс отходов имел место. Однако подтверждения все-таки есть – доклады Службы военной разведки Швеции, которая совместно с разведывательными службами других стран собрала такую информацию: в период с 1990 по 1994 год российские военные, покидая Латвию, несколько раз сбрасывали в Балтийское море химические реагенты, возможно, и нервно-паралитический газ и радиоактивные материалы. Какие именно - мы не знаем. Тем не менее шведские разведчики посчитали, что эта информация доверия заслуживает. Они посвятили ей несколько докладов и направили их в правительство самым высокопоставленным чиновникам. Это еще одно подтверждение достоверности этих данных.

– Почему же тогда шведское правительство не отреагировало?

– Это хороший вопрос, сегодня все хотят получить ответ на него. В нашем фильме мы интервьюируем бывшего политического советника министра иностранных дел Швеции Анны Линд Свена Улофа Петтерссона. Он подтвердил нам, что лично получил информацию во время неформального общения с представителями шведской военной разведки и передал ее министру иностранных дел. Она отрегировала жестко: вопрос серьезный, необходимо расследование и нужно узнать, где же сейчас находятся отходы. Но задать ей вопрос мы не можем: она умерла в 2003 году.

Проблема в том, что в самом правительстве документов, которые подготовили шведские разведчики, нет. Все, что у нас есть - это воспоминания советника министра иностранных дел Швеции и отрывки докладов Службы разведки. Поэтому и сложно ответить на вопрос, что же делало правительство, когда узнало? Собиралось ли что-то делать? Зато сейчас на очень высоком политическом уровне начались дебаты на эту тему, и, возможно, они позволят нам получить ответ.

Свен Бёргман также сообщил, что в его распоряжении находятся копии трех докладов шведской разведки, за исключением тех частей, которые засекречены.

– Несмотря на то, что частично доклады засекречены, мы знаем их содержание полностью, – объясняет Свен Бёргман. – Недостающие части нам помогли восстановить наши достоверные источники в Швеции и Латвии. Раскрывать их мы не будем ни при каких обстоятельствах.

На следующей неделе в Хельсинки состоится саммит, посвященный Балтийскому морю. Его должен посетить и российский премьер-министр Владимир Путин. Связано ли появление расследования шведских журналистов с саммитом? Редактор репортажа Кенни Адерсхё говорит, что это случайность.

– Это совпадение, мы и не знали об этом событии, – говорит Кенни Адерсхё. - А тему для этого расследования подсказал один из жителей Швеции, наш зритель. Позвонил и предложил. Мы популярны своими расследованиями по всей Швеции. И получаем примерно десять тысяч писем от зрителей в год - как из самой Швеции, так и из Скандинавии в целом. Ежедневно работают шесть телефонных линий, чтобы принять звонки зрителей с предложениями. Вот один из них и предложил нам эту тему. В итоге программу посмотрели 7,9% шведского населения.

Расследовать обстоятельства сброса отходов будет и шведская прокуратура. Об этом заявил сегодня прокурор Матс Пальм. Кенни Адерсхё, однако, уточнил, что телекомпания не собирается сотрудничать с правоохранительными органами в этом расследовании. Будет лишь следить за развитием событий.

Как отреагируют на документальный фильм власти Швеции? Политический советник министра обороны Швеции Стена Тольгфорса Катрина Хенрикссон считает, что отвечать должны представители социально-демократической партии, которые в конце 1990-х, когда предположительно шведская разведка сообщила о сбросе химических отходов, были у власти в Швеции:

– Мы считаем, что правительство, которое было у власти в конце 1990-х, должно взять на себя ответственность и объяснить, почему оно повело себя так или иначе, почему не предприняло никаких мер? Ведь в его распоряжении, по всей видимости, была информация о сбросе отходов.

Катрина Хенрикссон, впрочем, оговорилась, что прокуратуре предстоит проверить, насколько заявления шведских журналистов соответствуют действительности.

В российском МИДе расследование пока не комментируют.
XS
SM
MD
LG