Ссылки для упрощенного доступа

Москву знакомят с "туркестанским авангардом"


Николай Карахан. Первая окучка (1934)
Николай Карахан. Первая окучка (1934)

В Музее Востока открылась выставка, посвященная яркому феномену, возникшему в изобразительном искусстве в 1920-х годах ― так называемому "туркестанскому авангарду". Его создатели ― молодые русские художники, приезжавшие в Среднюю Азию в поисках новых впечатлений.


Туркестанский авангард ― самая нарядная и жизнерадостная ветвь русского авангарда. Попав на Восток, художники пленялись древними постройками Бухары, дувалами старого Ташкента, мужчинами в чалмах и пестрых халатах, а главное ― особой световоздушной средой Азии, делающей пейзаж то графически четким, то размытым от струящегося горячего воздуха. Вместе с тем, художники приезжали с багажом новых идей ― конструктивизма, футуризма и прочих новейших течений. Самым известным из этих художников стал Александр Волков, чья "Гранатовая чайхана" украшает собрание Третьяковской галереи. В Музее Востока, наряду с другими работами Волкова, сейчас можно увидеть другой вариант этой картины ― "Чайхану золотую".


Урал Тансыкбаев.У кишлака (1935)

― Конечно, есть разница между авангардом, который был в России, и авангардом, который был в Туркестане, ― говорит сын
Эта выставка дает хороший ответ на вопрос о порыве, который объединял художников разных национальностей, разного происхождения и рождения в поисках новых форм
художника, которого тоже зовут Александр Волков. ― Единственное, пожалуй, что объединяет эти авангарды, кроме поиска формы и нового содержания, ― то, что художники занимались этим большей частью бескорыстно. Ведь и за тот, и за этот авангард никто ничего не платил. Это сейчас нас поражают миллионы за Джакометти на Sotheby's и так далее. Но и Джакометти, кстати, мало получал денег ― может быть, одной из важных составляющих искусства является именно бескорыстный духовный поиск художников. И вот здесь каждый художник в меру своего таланта отражал жизнь, которая его окружала. Сейчас много проблем, связанных с исторической памятью. Россия и Узбекистан разделились, Туркестан разделился на разные республики ― и историю трактуют по-разному, иногда ― очень неточно. Эта выставка дает хороший ответ на вопрос о порыве, который объединял художников разных национальностей, разного происхождения и рождения в поисках новых форм. Никто ведь не предполагал, как все обернется… Это все было абсолютно бескорыстно. Я помню, у отца есть такая запись: они с Николаевым сидят в чайхане, "что-то мы все чайхана, бедана, а вокруг жизнь меняется…" В этот момент строился Ферганский канал. Как он строился? За 40 дней вырыли кетменями, народ работал с утра до вечера, музыканты играли беспрерывно, готовилась еда для людей ― это был всенародный порыв. И Волков со своей художественной бригадой ― Тансыкбаев, Карахан, Подковыров ― очень активно участвовал в строительстве этой жизни. Потом, со временем, когда за это стали платить деньги, появились государственные заказы, началась борьба и, естественно, приспособление к формам, которые спускались, так сказать, сверху, государственным образом. Вот тут начался очень трудный период для всех художников. Не все его выдержали. Очень многие изменились, потеряли в качестве.

Но это было уже потом, когда власть единственно возможным признавала соцреализм. Таких вещей на выставке нет. А вот что, по словам куратора этого проекта Екатерины Ермаковой, есть ― помимо картин и рисунков:

― Это выставка не просто изобразительного искусства. Здесь попытались намекнуть (не представить, конечно) на среду, в которой это искусство формировалось, в которой возникло явление "туркестанский авангард". Мы дали легкий намек в виде среднеазиатских халатов. Здесь еще есть и паранджи, и другие аксессуары традиционного быта. Также о среде, в которой формировались эти живописные полотна, говорят архивные материалы, представленные на выставке. Реальные фотографии, сделанные в Средней Азии в 1920-1930-х годах. В одной из витрин вы увидите газеты со статьями. Даже если прочесть маленький абзац, видно, насколько это было сложное время. Сейчас мы об этом времени говорим свысока, руководствуясь нашими представлениями и штампами. Говорим, что художники скрывались в Средней Азии от "чисток". Это вряд ли было так, иначе вы бы здесь не увидели жизнерадостные, жизнеутверждающие работы. В них нет подавленности. Художники жили своей собственной жизнью, до хрипоты спорили о том, что такое формализм, реализм…

Урал Тансыкбаев, Алексей Подковыров.Кишлачный отряд

Выставка "Туркестанский авангард" ― полнокровная, на много залов. Многие произведения предоставлены частными коллекционерами и экспонируются впервые.
XS
SM
MD
LG