В Музее Востока открылась выставка, посвященная яркому феномену, возникшему в изобразительном искусстве в 1920-х годах ― так называемому "туркестанскому авангарду". Его создатели ― молодые русские художники, приезжавшие в Среднюю Азию в поисках новых впечатлений.
Туркестанский авангард ― самая нарядная и жизнерадостная ветвь русского авангарда. Попав на Восток, художники пленялись древними постройками Бухары, дувалами старого Ташкента, мужчинами в чалмах и пестрых халатах, а главное ― особой световоздушной средой Азии, делающей пейзаж то графически четким, то размытым от струящегося горячего воздуха. Вместе с тем, художники приезжали с багажом новых идей ― конструктивизма, футуризма и прочих новейших течений. Самым известным из этих художников стал Александр Волков, чья "Гранатовая чайхана" украшает собрание Третьяковской галереи. В Музее Востока, наряду с другими работами Волкова, сейчас можно увидеть другой вариант этой картины ― "Чайхану золотую".
― Конечно, есть разница между авангардом, который был в России, и авангардом, который был в Туркестане, ― говорит сын
Эта выставка дает хороший ответ на вопрос о порыве, который объединял художников разных национальностей, разного происхождения и рождения в поисках новых форм
Но это было уже потом, когда власть единственно возможным признавала соцреализм. Таких вещей на выставке нет. А вот что, по словам куратора этого проекта Екатерины Ермаковой, есть ― помимо картин и рисунков:
― Это выставка не просто изобразительного искусства. Здесь попытались намекнуть (не представить, конечно) на среду, в которой это искусство формировалось, в которой возникло явление "туркестанский авангард". Мы дали легкий намек в виде среднеазиатских халатов. Здесь еще есть и паранджи, и другие аксессуары традиционного быта. Также о среде, в которой формировались эти живописные полотна, говорят архивные материалы, представленные на выставке. Реальные фотографии, сделанные в Средней Азии в 1920-1930-х годах. В одной из витрин вы увидите газеты со статьями. Даже если прочесть маленький абзац, видно, насколько это было сложное время. Сейчас мы об этом времени говорим свысока, руководствуясь нашими представлениями и штампами. Говорим, что художники скрывались в Средней Азии от "чисток". Это вряд ли было так, иначе вы бы здесь не увидели жизнерадостные, жизнеутверждающие работы. В них нет подавленности. Художники жили своей собственной жизнью, до хрипоты спорили о том, что такое формализм, реализм…
Выставка "Туркестанский авангард" ― полнокровная, на много залов. Многие произведения предоставлены частными коллекционерами и экспонируются впервые.