Дмитрий Волчек: В Лондоне проходят судебные слушания по иску, поданному Борисом Березовским к Всероссийской государственной телерадиокомпании и Владимиру Терлюку о защите чести и достоинства. Поводом обращения Березовского в суд послужил сюжет телепрограммы «Вести недели» - интервью с человеком по имени Петр, утверждавшим, что Борис Березовский был заказчиком убийства в Лондоне в 2006 году бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко. За ходом суда следит Наталья Голицына.
Наталья Голицына: 1-го апреля 2007 года в телепрограмме «Вести недели» был показал материал журналиста Андрея Медведева, в котором человек с затемненным лицом под псевдонимом «Петр» утверждал, что Березовский якобы заставил его выдать себя за агента ФСБ, засланного в Лондон с целью его убить. По словам Петра, чтобы заставить его это сделать, его опоили психотропным веществом и сфальсифицировали аудиозапись с его ложными признаниями, которую Березовский представил в суд, когда решался вопрос о его экстрадиции. Петр настаивал, что это его признание послужило главным аргументом для британского суда при предоставлении Березовскому политического убежища. Кроме того, Петр сказал, что за убийством в Лондоне Александра Литвиненко стоит Березовский. Выступая на суде Борис Березовский заявил, что, по его информации, за псевдонимом Петр скрывается человек по имени Владимир Терлюк. Он назвал обвинения в свой адрес оскорбительной клеветой. Во время перекрестного допроса опальный предприниматель и политик ответил на вопросы представителя Терлюка Инны Марджиани, а также на вопросы своего адвоката Дезмонда Брауна. Он заявил, что лично не знаком с Терлюком и отметил, что он и Литвиненко были близкими друзьями. Судья высокого суда Дэвид Иди, опроверг утверждение российской телерадиокомпании, что ей запрещено присутствовать на суде из-за того, что она отказалась раскрыть источник информации. Он заявил, что утверждение телекомпании ложно и не имеет ничего общего с действительностью. Соратник Бориса Березовского и автор нашумевшего романа «Большая пайка» Юлий Дубов, который проходит свидетелем на лондонском процессе, в интервью Радио Свобода рассказал о предыстории судебного процесса в Лондоне.
Юлий Дубов: Все началось с этой программы, которая была показана 1 апреля 2007 года. Показана она была через пару дней после того, как в Лондон приехала бригада российских следователей для того, чтобы осуществить здесь следственные действия по делу о смерти Литвиненко. Собственно идея программы и идея визита российских следователей, как я это понимаю, состояла в том, чтобы изобразить альтернативную версию убийства Литвиненко, тем самым приглушить версию, которая в то время очень оживленно обсуждалась в средствах массовой информации и которая получила свое завершение после того, как был объявлен главный подозреваемый в мае 2007 года.
Наталья Голицына: Терлюк подал гражданский иск против Березовского и потребовал возмещения морального ущерба.
Юлий Дубов: По-моему, 14 января сего года он отправил в Генеральную прокуратуру Российской Федерации довольно длинное заявление, в котором описывал подробно, какой ущерб он понес от действий Березовского и требовал от него в качестве компенсации двести миллионов долларов. На всякой случай он еще потребовал 20 миллионов от меня и 1 миллион от Алекса Гольдфарба. Буквально через три-четыре дня Басманный суд арестовал несуществующую квартиру Березовского. Это немножко попахивает фарсом. Но что делать, такая жизнь.
Наталья Голицына: Допрашивались ли уже представители английской полиции?
Юлий Дубов: Да, допрашивался Саймон Роуз, офицер английской полиции. Там речь шла о том, что в сентябре 2003 года представители Скотланд-Ярда встречались с Терлюком с переводчиком из Министерства внутренних дел, и Терлюк им рассказал историю, которая категорически противоречит тому, что теперь он рассказывает на суде. Он рассказал им, что он в прошлом сотрудничал с Комитетом Государственной Безопасности, что здесь в Лондоне его нашли люди, которые его знали и попросили выполнять ряд заданий. Среди этих заданий одно было связано с тем, чтобы походить за Березовским, посмотреть, как устроена его охрана, посмотреть, с кем он обычно встречается, как устроены те помещения, в которые он приходит, когда он появляется в суде или на пресс-конференциях, и об этом сообщать своим кураторам. Что он и делал. И эти показания, записанные Саймоном Роузом в сентябре 2003 года, были представлены на суде.