Ссылки для упрощенного доступа

Кто подложил взрывчатку в сумку правозащитнице (Чита)


Cветлана Москаленко: 3 февраля с принятием определения Судебной коллегией по гражданским делам Забайкальского краевого суда вступило в законную силу решение Центрального районного суда г. Читы о признании права на компенсацию морального вреда, причиненного государством ,жительнице Приморья Ремизовой Наталье Борисовне. Таким образом, поставлена точка в истории более чем трехлетней давности, начавшейся летом 2006 года уголовным делом в отношении жительницы Приморья Натальи Ремизовой, активистки общественной организации "За развивающуюся Находку", домохозяйки и матери двоих детей, обвиненной в терроризме.

В июле 2006 года Ремизова с двумя сыновьями и родственниками направлялись в Санкт-Петербург для участия в Российском социальном форуме. Наталья рассказывает о том, что на форуме она собиралась поднять тему строительства нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий Океан, который, проходя по границе нескольких природоохранных территорий создавал угрозу экологической безопасности, о чем неоднократно предупреждали экологи и против чего несколько лет безуспешно протестовали ряд общественных организаций Владивостока и Находки.

Наталья Ремизова: Мы в 2006 году начали выступления против нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий Океан. То есть, именно мне кажется вот этот момент, что мы стали выступать против этой трубы, сыграл решающую роль, что нас решили "заткнуть".

Светлана Москаленко: "Заткнуть" - это значит не допустить выступления активистки из Приморья на форуме, который к тому же проходил в Петербурге в один период времени с саммитом "большой восьмерки".

Путешествие пассажирки с детьми, ехавшей в плацкартном вагоне по маршруту Владивосток-Москва завершилось в Чите. Под дежурным предлогом "для установления личностей" сотрудники милиции силой высадили Наталью Ремизову, ее детей и родственников из поезда и трое суток продержали в помещении линейного отделения милиции.

У Натальи оставался последний шанс попасть на форум - вылететь самолетом. Но в аэропорту Читы при досмотре багаже на дне ее сумки была обнаружена тротиловая шашка весом в 400 граммов. В какой момент взрывчатка оказалась в ее сумке, Наталья и до сих пор не знает. Уголовное дело по подозрению в терроризме длилось два месяца и закончилось с формулировкой: "доказательств виновности Ремизовой в ходе следствия не добыто, свидетелей преступления нет…". При этом одна из возможных версий, что в сумке Ремизовой тротил появился в период ее пребывания под арестом и был ей подброшен, следствие не заинтересовала. Но привлекла внимание читинских правозащитников. Руководитель Забайкальского правозащитного центра Виталий Черкасов рассказывает, что сталкивался на практике с подобными случаями не единожды. Но привлечь сотрудников милиции к ответственности, как правило, не удается.

Виталий Черкасов: После того, когда против Наташи возбудили уголовное дело, а через два месяца прекратили, у нас было огромное желание добиться продолжения расследования с целью выяснения, все-таки каким же путем тротиловая шашка все же оказалась у Натальи в сумке, и, естественно, наказать тех должностных лиц, которые эту провокацию совершили. Мы считаем, что это была провокация со стороны сотрудников правоохранительных органов. Но дело зашло в тупик, добиться возбуждения уголовного дела нам не удалось.

Светлана Москаленко: Спустя три с половиной года дело Натальи Ремизовой получило продолжение. Центральный районный суд Читы признал вину милиции в грубом нарушении прав гражданки России на свободу передвижения и выражения своего мнения. Моральное удовлетворение выразилось в сумме в 60 тысяч рублей. Впрочем, сама Наталья испытывает удовлетворение совсем по другому поводу: сторонников акций общественного протеста в защиту экологии Приморья стало значительно больше.

Наталья Ремизова: Мы же домохозяйки со своей сестрой, то есть обыкновенные граждане, никогда ни в каких партиях не состоявшие, и вдруг смогли народный протест немножечко организовать и направить в правильное русло. И когда мы собирали подписи против строительства этой трубы, у нас очень мало было сторонников в городе, очень мало. Все говорили - нам нужна труба, мы будем работать на ней, какие-то инвестиции придут в город, а то он совсем захирел. В прошлом году, в 2009, мы собирали подписи против строительства Находкинского нефтеперерабатывающего завода, который строят чуть ли не на головах у граждан, в заповедной зоне, просто нагло, настырно. Вы знаете, никакой поддержки власти нет у народа. Все уже поняли, за какие-то три года все поняли, что власть обманывает народ, что кормит только какими-то обещаниями. И даже никакими не обещаниями, они даже не пытаются прилично соврать, что какие выгоды будут людям. Люди уже не верят. Мне нравится эта тенденция. Люди уже начинают задумываться, и уже понимают, что к чему.

Светлана Москаленко: Что же касается истории со злополучным тротилом, то его словно и не было. Вина сотрудников милиции подтверждена решением суда. К ответственности никто не привлечен.

Экспертное мнение

Григорий Пасько, журналист и правозащитник: Случай, который произошел с Натальей Ремизовой, не единичный. Такие случаи постоянно происходят по всей нашей стране - от Калининграда до Владивостока, от Читы до Москвы, от Самары до Екатеринбурга. Можно вспомнить как арестовывали Максима Резника в Петербурге, как снимали с поезда Ольгу Курносову за якобы контрабанду красной икры, как находили оружие в машине у Михаила Трепашкина. Много-много таких случаев.

Активистов-организаторов каких-то протестных акций в нашей стране не так уж и много. Их постоянно на всех митингах ФСБ снимает на видеопленку, на фотокамеру. Их, в принципе, знают эти органы. Поэтому их и прессуют в первую очередь в надежде на то, что они сломаются. Устраивают провокации, которые примитивны и существуют лет, наверное, 80 эти провокации. В арсенале НКВД под кодовым таким названием "подбросить патрончик". Вот они подбрасывают - кому-то банку игры, кому-то гранату, взрывчатку, кому-то оружие, кому-то наркотики, кому-то что-то еще. Некоторые из этих активистов, я знаю, ломаются после таких ситуаций. Но большинство становится сильнее и еще убежденнее в своих действиях.

Экологи - это для нынешней власти тоже враги режима, тоже одна из разновидностей несогласных: маргиналы, шпионы и вообще. Я, кстати, волнуюсь в связи с этим случаем, преследований активистов, за Марину Рихванову. Потому что 13 февраля в Иркутске митинг в защиту Байкала. А она как раз руководитель экологической организации "Байкальская экологическая волна". Для власти, причем, в этом случае нет разницы - мать ты троих детей или 83-летняя Людмила Михайловна Алексеева, которую арестовывали на Новый год. У ОМОНа есть команда. А это цепные псы режима. Они хватают, хватают, бьют.

Самое страшное, что у нас в стране нет суда. Поэтому такие ситуации непонятно чем кончаются - могут отпустить, а могут и посадить. Если бы был независимый суд, то таких случаев в принципе, вообще, не было бы. Потому что нарушения законов в действиях каких-то протестных организаторов, как правило, нет. Поэтому, я думаю, что такие случаи будут продолжаться, к сожалению.

XS
SM
MD
LG