Ссылки для упрощенного доступа

Этот везучий, везучий, везучий "Терек"


У команды должен быть болельщик. Желательно, такой, как Рамзан Кадыров.
У команды должен быть болельщик. Желательно, такой, как Рамзан Кадыров.
Вице-президентом грозненского футбольного клуба "Терек" стал Сархан Исмаилов, сын бывшего владельца исчезнувшего Черкизона Тельмана Исмаилова. Перспективы социальной ответственности бизнеса перед российским футболом анализирует спортивный обозреватель Сергей Микулик.

- "Тереку" повезло. Это очень важно, чтобы бизнес, ответственный за команду, был местным. Это не только деньги, но и та сила, которая эти деньги привлекает. И пока в Чечне жив и здравствует Кадыров, команду он не бросит, и у нее все будет хорошо. При Кадырове из премьер-лиги она не вылетит никогда. Это – социальный проект, который даже не обсуждается, и любые бюджетные деньги, которые "Тереку" будут нужны, будут выделяться. Все неудачи позади, из премьер-лиги "Терек" вылетал в те времена, когда Кадыров еще не очень укрепился. И здесь важно уточнить: не просто деньги решают все. Опыт показывает: необходимо, чтобы это был именно местный социальный проект и по возможности местные деньги.

Примеры "Москвы" или "Крыльев Советов" показывают: заезжие деньги убывают очень легко вместе с хозяином. А некоторые еще и оставляют долги, как в случае "Крыльев". Конечно, теоретически такое может случиться и с Исмаиловым. Но практически в Чечне, я думаю, такие номера не проходят.

И в этом плане история с "Москвой" очень показательна. "Москва" вообще команда трудной судьбы. Это бывшее "Торпедо", которое оказалось бесхозным. На ЗИЛе менялся директор - с болельщика на неболельщика, и команду кидало из стороны в сторону, как в советское время "Локомотив". Только "Локомотив" все-таки был при железной дороге, а "Москва" так и оставалась ни при ком. И появился "Норникель" - личная инициатива спортивного болельщика Прохорова. Там вообще был довольно странный тройственный союз - ЦСКА баскетбольный, ЦСКА хоккейный и "Москва", потому что у футбольного ЦСКА с деньгами было тогда уже все хорошо.

Конечно, надо при этом понимать, что дело было не только в Прохорове. Был еще и заинтересованный в успехах ЗИЛа Лужков, и соотношение этих факторов я бы оценил как 50 на 50. Но потом что-то случилось, то ли союз Лужкова и Прохорова распался, то ли Лужков остыл к ЗИЛовской команде. И все – команды не стало.
Очень повезло не только "Тереку", но и всему Северному Кавказу. Как-то слишком прозрачно просматривается роль нового полпреда на Кавказе Александра Хлопонина

А в "Крыльях Советов" деньги всегда были заезжими. И когда туда пришел "Рособоронэкспорт" и увидел кучу долгов и невыплаченных кредитов, у него, я думаю, просто опустились руки. И теперь, я думаю, команда вернется на уровень своих реальных амбиций. Не премьер-лига, а первый дивизион, не 30 тысяч зрителей будут ходить на матчи, а 10 тысяч. Если опять же найдутся местные деньги и сила, которая придаст этому начинанию значимость социального проекта. Деньги сами по себе ведь тоже всего не решают. Вот нашли местные деньги для "Томи". Но нашли их на добровольно-принудительной основе, стало быть, они тоже могут в любой момент соскочить.

И в этом смысле очень повезло, я бы сказал, не только "Тереку", но и всему Северному Кавказу. Как-то слишком прозрачно просматривается роль нового полпреда на Кавказе Александра Хлопонина. Место "Москвы" в премьер-лиге не просто занимает "Алания" – она покупает сразу девятерых игроков "Москвы". Когда Хлопонин появился на Северном Кавказе, было принято, как я понимаю, политическое решение спасать "Аланию". "Норникель" отказал в деньгах "Москве" и перекинул их на "Аланию". Все прошло совершенно естественным для нашего футбола путем. И Хлопонин немедленно на новом месте работы получил изрядное количество вистов.

Вся эта модель оказывается жизнеспособной на уровне команд, которые не очень рассчитывают стать лидерами нашего футбола. Зачастую на уровне тех, кто борется за выживание в премьер-лиге. Не знаю, как будет в Российском футбольном союзе при Фурсенко, но раньше существовала такая негласная ротация: если, скажем, вылетает "Томь", приходит "Сибирь". Примерно то же самое было с северокавказскими командами. Правда, сейчас их окажется четыре, и это, в общем, многовато для премьер-лиги.

И в рамках этой модели есть премьер-лига, в которой есть несколько успешных клубов, и все остальные, которые ходят по лезвию ножа. Бюджет среднего провинциального клуба равен одной серьезной сделке элитного российского клуба, и это расслоение, по-моему, будет только увеличиваться. Каждая команда из этой группы риска может лишиться внимания того, кто по тем или иным причинам ее финансирует, и исчезнуть. Деньги в местных бюджетах конечны, а принудительные деньги нелояльны. И в этой искусственной экономической модели все зависит от того, любит ли, например, губернатор футбол, как любил его Дмитрий Аяцков, и саратовский "Сокол" играл в премьер-лиге. Не стало Аяцкова - не стало и "Сокола". То же самое в Волгограде.

И никакой другой, более адекватной модели для нашего футбола не получается. Не привлекают эти клубы нормальных, не обремененных принудительной социальной ответственностью инвесторов и акционеров.
XS
SM
MD
LG