Ссылки для упрощенного доступа

“Книжное обозрение” Марины Ефимовой. Новые книги о Северной Корее.


Александр Генис: Северная Корея представляет особый интерес и вызывает особый ужас у наших соотечественников - слишком много знакомого в обиходе этой страны. Об этом можно судить по трем новым книгам, создающим портрет Северной Кореи как тоталитарного монстра.
У микрофона – ведущая “Книжного обозрения” “Американского часа” Марина Ефимова.

Barbara Demick. “Nothing to Envy. Ordinary Lives in North Korea”
Ralph Hassing and Kongdan Oh. “The Hidden People of North Korea”.
B.R. Myers. “The Cleanest Race. How North Koreans See Themselves”
Барбара Демик. “Не позавидуешь. Будни Северной Кореи”
Ральф Хэссиг, Конгдан О. “Спрятанные от мира граждане Северной Кореи”
Би. Ар. Майерс. “Чистейшая раса. Какими себя видят северные корейцы”

Марина Ефимова: Все три книги о Северной Корее читать одинаково страшно. Все они свидетельствуют о том, что “темные века”, “смутное время” или “Большой террор” - вовсе не обязательно наше прошлое и что в подходящий исторический момент они могут вернуться – во всяком случае, в “одну, отдельно взятую” страну.
Символичны снимки дальневосточного региона, сделанные в вечернее время с сателлита: все соседи Северной Кореи: Япония, Южная Корея, Китай – залиты электрическим светом - первое свидетельство цивилизации. А Северная Корея (страна размером с Англию, родина 23-х миллионов жителей) – представляет собой черную дыру, море тьмы. Пораженная этим снимком Барбара Демик – корреспондент газеты “Лос-Анджелес Таймс” - пишет в своей книге:

Диктор: “Но если мы с трудом можем разглядеть Северную Корею, то жители Северной Кореи уж совсем не могут разглядеть нас. Телефонная связь с заграницей строго запрещена. Телефонные книги снабжены грифом “секретно”. Электронной почты не существует. Интернет – не реальность, а смутное порождение слухов. Телевидение принимает только разрешенные каналы и держит жителей на голодной диете государственной пропаганды с двумя главными темами: культ поклонения Ким Чен Иру и культ ненависти к Америке”.

Марина Ефимова: Западному наблюдателю трудно понять особенности жизни в Северной Корее – и из-за разницы культур, и потому, что туда допускаются лишь немногие иностранные журналисты, да и те посещают только дозволенные места под бдительным присмотром “сопровождающих лиц”. (Знакомая картина). Соответственно, для внешнего мира главным источником сведений о Северной Корее (как когда-то и о советской России) являются рассказы беглецов и редких бесстрашных жителей. Дети на уроках музыки разучивают песенку, которая называется “Стреляй по ублюдкам-янки”. Текст примерно такой: “Наши враги – американские ублюдки. Они хотят отнять у нас нашу прекрасную родину./ Я сам сделаю пушку, и застрелю их. Пиф-паф!”.
Книга Барбары Демик прослеживает судьбы шестерых рядовых жителей: корейских Ромео и Джульетты, фабричного рабочего, женщины-врача и подростка-сироты. До своего бегства все они жили в провинции, далеко от опрятного Пхеньяна, который автор называет “Потемкинской деревней”. Детали их жизни во многом знакомы бывшим советским гражданам:

Диктор: “Люди работают долгие рабочие часы, а вечерами сидят на занятиях по идеологической подготовке. Шпионство друг за другом и доносительство – популярное занятие как в рабочие, так и в свободные часы. За антипатриотические высказывания, за намек на иронию в адрес Ким Чен Ира вас могут отправить в ГУЛАГ и даже применить высшую меру наказания”.

Марина Ефимова: Барбара Демик описывает жизнь своих персонажей и после бегства, на Западе, где они чувствуют себя абсолютно потерянными. Им приходится привыкать к чужой, непонятной жизни и всему учиться с нуля, но, главное - они постоянно терзаются чувством вины перед оставленными в Корее близкими, которые почти наверняка были наказаны за пособничество предателям родины.
Вторая книга о Северной Корее написана парой: мужем-американцем Ралфом Хэссигом и женой-кореянкой Конгдан О. Книга содержит больше двухсот интервью, на основании которых авторы и строят свои выводы:

Диктор: “Было бы огромным преувеличением сказать, что народ поддерживает Ким Чен Ира. Скорее, им не приходит в голову идея сопротивления. Жители Северной Кореи так заняты собственным выживанием и так озабочены предстоящим конфликтом с Америкой (на которую их науськивает пропаганда), что у них ни на что другое не остается сил и времени”.

Марина Ефимова: Ралф Хэссиг и Конгдан О в книге “Спрятанные от мира граждане Северной Кореи” рисуют портрет (уже не первый) северно-корейского лидера Ким Чен Ира. В своем полувоенном френче он играет на публике скромную роль “слуги народа”, а за закрытыми дверьми ведет жизнь “народного кумира” - сибарита, гурмана и сладострастника, и в своих излишествах доходит до анекдотического уровня. Его “команды наслаждения” словно сошли со страниц пьесы Евгения Шварца “Голый король”. В то время как народ живет впроголодь, в покоях вождя рекой льется доставленное из Франции бордо, на кухне повара готовят изысканные блюда и тщательно проверяют параметры каждого рисового зерна.
Как многие авторы, близко узнавшие жизнь при тоталитарных режимах, О и Хэссиг упрекают Запад в том, что его усилия направлены лишь на защиту собственных интересов:

Диктор: “Нынешний диктатор Северной Кореи держит заложником целый народ, а Соединенные Штаты больше интересуются арсеналом Кима, чем судьбой его заложников. Но любые переговоры с таким лидером, как Ким Чен Ир, - дело практически безнадежное. Было бы гораздо перспективнее наладить контакты с населением в обход правительства. Жители Северной Кореи отчаянно нуждаются и в гуманитарной помощи, и в новом типе мышления, которое изменило бы их взгляды на собственные правительство и общество”.

Марина Ефимова: В третьей книге (“Чистейшая раса. Какими себя видят северные корейцы”) – рассмотрен другой аспект ситуации в Северной Корее . Автор книги Би.Ар.Майерс - глава факультета международных отношений в Южно-Корейском университете Ёнсан. Источник его информации – правительственная пропаганда - от газет и новостных репортажей до фильмов, комиксов, плакатов и словарей. Майерс анализирует и сами эти материалы, и то, что можно увидеть “между строк”. И он утверждает, что Запад неверно истолковывает верования и настрой северных корейцев:

Диктор: “Доминирующие там представления одинаково далеки от всех идеологий, которые Запад пытается анализировать, то есть, от коммунизма, конфуцианства и от официальных “выставочных” идеологий правительства. А то, что доминирует в умах, можно приблизительно сформулировать так: “Мы, корейцы, – народ такой чистой крови, таких неиспорченных добродетелей, что нам не выжить в страшном мире без великого вождя-отца”. Один из лозунгов гласит: “Мы не сможем жить, оторвавшись от Его груди”. По моему убеждению, народ Северной Кореи, в большинстве своем, заражён параноическим, расистским национализмом”.

Марина Ефимова: Майерс тоже не верит в возможность договоренности с Ким Чен Иром. Но он не верит и в то, что “джинсы и Голливуд” (образно говоря) способны вдохновить северных корейцев на перемены. Ну, что ж, есть и другие освободительные стимулы. Северные корейцы шутят: “Мы живем, как лягушки в глубоком колодце”. Такая шутка – уже первый шаг к переменам.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG