Ссылки для упрощенного доступа

Кавказ без терактов?


Александр Тихомиров, более известный как Саид Бурятский
Александр Тихомиров, более известный как Саид Бурятский
В Ингушетии убит один из лидеров боевиков на Северном Кавказе - Александр Тихомиров, известный как Саид Бурятский. Об этом сообщили агентства 4 марта со ссылкой на источники в правоохранительных органах. Он был одним из 8 боевиков, убитых в прошлый вторник в ходе спецоперации в селе Экажево. Еще 10 подозреваемых в экстремизме были задержаны. Саида Бурятского считали идеологом боевиков на Северном Кавказе.

Владимир Кара-Мурза: 10 предполагаемых боевиков, задержанных в ходе спецоперации в ингушском селении Экажево в начале марта, доставлены в Москву и арестованы по делу о подрыве в ноябре 2009 года поезда "Невский экспресс". Первым еще 3 марта Басманный суд рассмотрел ходатайство СПК об аресте неработающего Зелимхана Аушева, задержанного в Экажево. Подозрения в адрес Аушева возникли потому, что в его доме нашли компоненты взрывных устройств. Теперь по похожим доводам Басманный суд санкционировал арест на два месяца сразу 9 подозреваемых, носящих фамилию Картоевы. Всех подозреваемых задержали в селе Экажево во время той самой спецоперации, в ходе которой убили боевика Саида Бурятского. По версии СКП и ФСБ, старший из братьев Тухан, убитый в Экажево, выступал предполагаемым организатором подрыва поезда и вместе со своими родственниками был причастен еще к 15 терактам и покушениям на сотрудников правоохранительных органов и госслужащих. "Невский экспресс" потерпел крушение 27 октября 2009 года на границе Новгородской и Тверской областей. В катастрофе тогда погибли 28 человек, более 90 были ранены. Мощность взрывного устройства, заложенного под рельсами, составил около 7 килограммов в тротиловом эквиваленте. О том, обещает ли разгром радикальной части ингушского подполья прекращение череды терактов, мы говорим с президентом Ассоциации ветеранов группы "Альфа", депутатом Московской городской думы Сергеем Гончаровым, одним из лидеров ингушской оппозиции Магомедом Хазбиевым и членом правления правозащитного общества "Мемориал" Александром Черкасовым. Считаете ли вы арест этих боевиков успехом спецслужб?

Сергей Гончаров: По крайней мере, на сегодняшний момент по информации, которой мы располагаем, доведена до средств массовой информации всего мира - это успех спецслужб. То, что Бурятский уничтожен - это подтверждено всеми экспертизами. Самое главное, что арестованы, которые причастны к тем взрывам, которые произошли в России, в частности, как вы уже упоминали, "Невского экспресса". И поэтому, думаю, на сегодняшний момент это успех спецслужб России.

Владимир Кара-Мурза: Доверяете ли вы официальной версии произошедшего?

Александр Черкасов: Давайте подождем. Пока нам не представили доказательства. Наверное, все доказательства будут представлены в селе. Но то, что было, оно достаточно убедительно. То, что Саид Бурятский убит, в данном случае спецслужбы не спешили заявлять, памятуя о том, что уже один раз он инсценировал свою смерть. Подполье признало его гибель, они, как правило, в таких случаях не юлят, сразу говорят. Он очень важен для северокавказского подполья прежде всего как идеолог. Последние годы он заполнил тот вакуум, который после себя оставил Шамиль Басаев. Насчет того, к каким конкретно терактам могли быть причастны задержанные, арестованные теперь Картоевы, давайте посмотрим, давайте дадим следствию поработать.

Владимир Кара-Мурза: Насколько правдоподобна информация о том, что село Экажево было гнездом непримиримого подполья?
Вайнахский народ, Кавказ устал от этих спецопераций и от этой клоунады, которую каждую неделю, каждый месяц показывают по российским СМИ: вот, мы добились каких-то результатов

Магомед Хазбиев: Я не могу вам сказать, насколько это правдоподобно выглядит. Но я могу сказать одно с уверенностью, что вайнахский народ, Кавказ устал от этих спецопераций и от этой клоунады, которую каждую неделю, каждый месяц показывают по российским СМИ: вот, мы добились каких-то результатов. В течение, почти с 1994 года, с начала чеченской войны слышим одни разговоры, каждый год добиваются результатов. Был Масхадов проблема, его убили, говорили, все закончится, потом был Басаев, были другие, теперь Саид Бурятский. Просто надо здраво смотреть на то, что происходит на Северном Кавказе. Кто такой Саид Бурятский, чтобы говорить о том, что какой-то результат. В этой иерархии, выстроенной под названием Кавказский эмират, Саид Бурятский, можно сказать, заместитель министра образования, он никто практически. Когда спецслужбы перестанут говорить, что все закончилось? Нужно по-другому подходить к тому, что здесь происходит и по-другому смотреть. Я не считаю это результатом. Результат будет тогда, когда Саиды Бурятские появляться не будут.

Владимир Кара-Мурза: Насколько преждевременно, по-вашему, отрапортовали спецслужбы о завершении операции, если доверять сведениям Магомеда?

Сергей Гончаров: Если говорить об одной спецоперации, то, конечно, результат есть, мы его не отрицаем. Мы говорим о том, что она окончена. И я никогда не говорил о том, что с этой операцией уничтожения Бурятского прекратится сопротивление на Кавказе. Я думаю, что мы допустили, по крайней мере, большую ошибку, выпустив этого джинна из Чеченской республики по кавказскому региону – Ингушетия, Кабардино-Балкария, Дагестан и так далее. Это, конечно, большая наша серьезная головная боль, которая, мне кажется, долгое время будет будоражить Российскую Федерацию. Поэтому, мне кажется, с этой операцией, я так же не считаю, что это окончательная, которая поставит точку в беспределе, который происходит на Кавказе.

Владимир Кара-Мурза: Подтверждают ли предыдущие инциденты, что зачастую спецслужбы заранее рапортуют об успехах?

Александр Черкасов: Я соглашусь с господином Гончаровым, что успех одной операции, уничтожение террориста, группу террористов – это не означает победу. Потому что зачастую такие операции лишь продуцируют новых рекрутов подполья. Я могу напомнить, что отнюдь не выпустили джинна из Чечни в Ингушетию, его здесь вырастили, создали. В частности, коллеги господина Гончарова. Я могу напомнить: похищения людей, начавшиеся после того, как сняли Аушева в Ингушетии. В 2004 году известный случай похищения Медова, когда чекисты, вывозившие его через пост Кавказ-1, засветились со своими документами оперативного прикрытия. Или убийство в июне 7 года Далакова в Карабулаке, когда опять-таки ОМОН спас от толпы, которая готова была линчевать, обнаружены документы оперативного прикрытия. Или осень 7 года когда 6-летнего Рахима Амриева убили во время спецоперации. Вот такие действия создали массовую мобилизационную базу. И пока эта база есть, найдутся те, кто ее возглавят, например, такие идеологи, как Саид Бурятский.

Владимир Кара-Мурза: Согласны ли вы, что действия спецслужб провоцируют создание массовой базы для боевиков?

Магомед Хазбиев: Да, конечно. Как говорится, ответы спецслужб, они ни к чему хорошему на Кавказе не привели. Да, лес рубят, щепки летят. Вот эта безобразная спецоперация, которая проводятся, когда людей не считают ни за что, сметают дома с лица земли, потом загружают в машины все их добро, увозят, спецоперации, сотрудники спецслужб воруют все, плоть до памперсов детских, вот это привело к тому, что люди ненавидят не только уже спецслужбы, а в определенных регионах Северного Кавказа ненавидят страну. До каких пор это все будет происходить, и когда Россия собирается поменять эту политику по отношению к Кавказу, чтобы все поменялось в другую сторону, чтобы та молодежь, которая берет в руки оружие и против многомиллионной армии уходит в леса, взяв в руки оружие, и готова была пойти против кого угодно, против общего врага этой страны. Что нужно для этого сделать? Над этим должны думать и спецслужбы, над этим должны думать и чиновники, сидящие в Кремле.

Владимир Кара-Мурза: Александр Гуров, член думского комитета по безопасности, приветствует успехи в борьбе с терроризмом.

Александр Гуров: Это несомненно успех спецслужб и не просто успех – закономерное развитие событий. Потому что после развала Советского Союза, после уничтожения фактически спецслужб КГБ - это "Альфа", "Вымпел" и вот их уничтожение совпало с развитием терроризма. И мы помним, что было много террористических актов, мы все возмущались, забыли, что гнобили спецслужбы. Сегодня прошло время, то, что эти события последних дней – это лишь фрагменты. А если мы возьмем, скажем, даже прошлый годы, то за прошлый год было уничтожено много бандподполья, бандгрупп именно на Северном Кавказе, в европейской части это было сделать гораздо легче. Это говорит о том, что спецслужбы не просто научились, но и вошли в тот ритм, в котором должны работать спецслужбы для обеспечения безопасности, тем более от террористической угрозы. Я их поздравляю с этим и рад, что наконец мы научились работать.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.
XS
SM
MD
LG