Ссылки для упрощенного доступа

Австрии не дают забыть о нацизме


Барбара Розенкранц критикует закон о противодействии нацизму, но заверила, что не намерена выступать за его отмену.
Барбара Розенкранц критикует закон о противодействии нацизму, но заверила, что не намерена выступать за его отмену.
Кандидат на пост президента Австрии Барбара Розенкранц выступила с заявлением, вызвавшим бурную реакцию общества. Заявление последовало за скандалом, разразившимся после выдвижения ее кандидатуры от крайне правой радикальной Партии свободы и некоторых сентенций, прозвучавших в ее интервью.
На вопрос о том, что ей известно о газовых камерах, в которых во время Второй мировой войны погибли миллионы людей, Розенкранц ответила, что ее знания ограничиваются школьной программой.


В частности, Розенкранц поставила под сомнение некоторые положения закона, запрещающего деятельность неонацистских организаций, использование нацистской литературы и символики. По ее мнению, эти положения затрагивают право граждан на свободу слова. На вопрос о том, что ей известно о газовых камерах, в которых во время Второй мировой войны погибли миллионы людей, Розенкранц ответила, что ее знания ограничиваются школьной программой. Как известно, в 60-70-х годах прошлого века австрийские историки уклонялись от обсуждения этого вопроса. В конце концов, по требованию издателя популярной газеты Kronen-Zeiteng, Розенкранц клятвенно заверила нацию, что не намерена выступать за отмену закона о противодействии нацизму, а также не разделяет идеи национал-социализма.

Заявление кандидата на пост президента стало темой номер один для прессы. Влиятельные газеты Standart и Presse дали слово политикам, представляющим Социалистическую партию и Партию зеленых. Они считают, что заявление Розенкранц не имеет никакой юридической силы и не содержит прямого и четкого осуждения идеологии национал-социализма. В одном из материалов Standart рассказывается о семье Барбары Розенкранц, 51-летней матери десяти детей, и, в частности, о ее муже, известном праворадикальном активисте, издателе пронацистских листовок и защитнике тех, кто отрицает Холокост. В интервью газете Presse Розенкранц заявила, что не всегда согласна с мужем, однако взгляды его не осудила, сославшись на то, что сейчас его главное занятие – воспитание детей.

Выборы президента Австрии, назначенные на 25 апреля, обещали быть спокойными и безальтернативными. Нынешний глава государства, социалист Хайнц Фишер, баллотируется на второй срок. Его поддерживают более 70 % граждан. В связи с этим другие партии, в частности, партнер социалистов по правящей коалиции Народная партия, решили не выдвигать своих кандидатов. Однако лидер Партии свободы Хайнц Кристиан Штрахе объявил, что не сдаст без боя Хофбург – бывшую резиденцию австрийских кайзеров, где теперь находится администрация президента. По его мнению, Барбара Розенкранц – отличный кандидат для тех, кто не хочет голосовать за социалистов.

Теперь главной интригой выборов будет то, сколько имеющих право голоса граждан придут на избирательные участки и сколько процентов голосов соберет Розенкранц. По мнению известного австрийского политолога, профессора Фрица Плассера, правоэкстремистских взглядов придерживаются не более 5 процентов населения страны, в основном, люди старшего поколения. Активность избирателей, по мнению эксперта, будет, скорее всего, низкой.

- Многие просто не воспользуются своим правом голоса. По двум причинам. Некоторые не пойдут голосовать, потому что уверены, что доктор Фишер и так будет избран явным большинством голосов. Граждане, традиционно голосующие за Народную партию и имеющие претензии к нынешнему главе государства, не пойдут на выборы, потому что Народная партия не выдвинула своего кандидата. Что касается молодежи, я полагаю, что здесь активность будет очень низкой. Я не могу себе представить, что такая личность, как Розенкранц, способна вдохновить молодежь или мобилизовать молодых людей своими идеями, - сказал профессор Плассер в интервью Радио Свобода.

Выдвижение праворадикального политика Барбары Розенкранц на пост президента Австрии, ее двусмысленные заявления, реакция политиков и общественности, поддержанная средствами массовой информации, придали австрийской политической жизни скандальную интригу.

Как относится ко всему этому общество, нужна ли ему подобная дискуссия или было бы лучше, если бы выборы оставались безальтернативными, а сложные вопросы – без ответов? Профессор Плассер в данном конкретном случае предпочел бы безальтернативность.
Конечно, обидно, когда внимание международного сообщества привлекают события, бросающие тень на репутацию страны.

- Это вовсе не означает, что я против разумных, глубоких дискуссий о прошлом страны и о периоде национал-социализма, - говорит он. - Однако, я подчеркиваю, это должны быть разумные, спокойные и деловые дискуссии, содержащие информацию и разъяснения. То, с чем мы столкнулись сейчас, это очень резкие, связанные с определенным инцидентом споры, в которых нет места ни исторической подоплеке, ни пониманию исторических фактов. Мне особенно жаль, что Австрия, вероятно, вновь попадет в фокус обсуждения международной прессы по темам, связанным с конкретным случаем и совершенно не характерным для австрийского общества, - считает Плассер.

Конечно, обидно, когда внимание международного сообщества привлекают события, бросающие тень на репутацию страны. Выступая недавно по телевидению, бывший канцлер Австрии Франц Враницкий сказал, что подобное внимание может только повредить и результат будет обратный ожидаемому. По-видимому, Враницкий вспомнил скандал с избранием на пост президента Австрии Курта Вальдхайма, который неоднократно отрицал, что во время Второй мировой войны служил в войсках вермахта в Греции и Югославии. Международная реакция тогда возмутила австрийцев, посчитавших ее вмешательством во внутренние дела страны…

Однако дискуссия о нацистском прошлом и настоящем Австрии, вероятно, все-таки назрела.
XS
SM
MD
LG