Ссылки для упрощенного доступа

Хинди-руси - "Адмирал Горшков"!


Премьер-министр РФ Владимир Путин и президент Индии Пратибха Патил
Премьер-министр РФ Владимир Путин и президент Индии Пратибха Патил
Премьер-министр России Владимир Путин прибыл с рабочим визитом в Индию. В программе визита - встреча и переговоры с президентом Индии Пратибхой Патил и премьер-министром Манмоханом Сингхом. Ожидается, что в ходе этого визита будут подписаны соглашения об экономическом сотрудничестве на общую сумму более 10 миллиардов долларов. В частности, по участию России в строительстве атомной электростанции в Индии и по поставкам в эту страну почти 30 истребителей МиГ-29 и модернизации авианосца "Адмирал Горшков".

О том, какое оружие индийцы хотят приобрести у России и какова судьба контракта по авианосцу "Адмирал Горшков", контракт о продаже и модернизации которого был заключен еще в 2004 году, рассказывает военный обозреватель Александр Гольц.

– Сергей Борисович Иванов, который подписал тот контракт в качестве министра обороны Российской Федерации и сопровождает, кстати, господина Путина в этой поездке, несколько ошибся, определяя цену контракта. В итоге деньги, отпущенные индийцами на модернизацию авианосца, кончились, а он так и не был достроен. И сейчас цена контракта должна, по разным оценкам, возрасти практически вдвое относительно первоначальной.

– Интересная деталь - Россия продает авианосец "Адмирал Горшков" и покупает у Франции "Мистраль"…

– Понять это просто, потому что это совершенно разные типы военных кораблей. В одном случае мы имеем дело с вертолетоносцем принципиально нового типа, предназначенным для определенного вида операций, с определенной военно-морской стратегией. В другом случае это такой средний авианосец, конечно, не сопоставимый по мощи с американскими, но который вполне даст Индии возможность в случае, если его достроят, решать свои задачи.

– Индия – основной покупатель российского оружия или, так скажем, самый богатый. На ваш взгляд, контракты с Индией действительно приносят наибольший доход России?

– Тут надо разделить две вещи – объем контракта (действительно, по объемам ежегодно Индия закупает российской техники больше чем на миллиард) и доход. Осенью прошлого года Владимир Владимирович Путин однажды позволил себе быть откровенным, когда устроил разнос руководителям авиационной промышленности. Там он сказал вещь, о которой все знали уже давно: он сказал, что даже зарубежные контракты по производству военной техники для России не являются доходными.

Этому есть несколько объяснений. Первое – мы продаем военную технику, в общем-то, по демпинговым ценам, и в этом наше преимущество, особенно когда мы ведем речь, скажем, об индийском рынке. И поэтому все деньги или большая их часть уходят на производство, на поддержание в работоспособном состоянии предприятий и выплату работникам зарплаты.

Второе – расчеты с такими покупателями проходят по чрезвычайно сложной схеме, которая открывает большие возможности для коррупции. Если вести речь об Индии, расчеты происходят только в рупиях, которые не являются мировой валютой. При этом Индия вносит какие-то деньги в рупиях в Индии же, и специальная комиссия в России устраивает тендер на покупку этой валюты среди российских компаний, чтобы они купили некие нужные нам товары в Индии и вывезли этот индийский долг уже в виде товара. Как мы понимаем, такие сложные схемы открывают много возможностей для предприимчивых людей.

– Владимир Путин планирует визит в Венесуэлу. Там тоже могут быть заключены контракты по закупке Чавесом российского оружия?

– Планов-то было громадье, только аппетиты господина Чавеса несколько поуменьшились в связи с падением цен на нефть. Опять-таки, Индия вполне себе уважаемый покупатель. А когда мы продаем оружие режимам, подобным Чавесу, то всегда есть опасность, что никаких денег назад мы не получим. Схема закупки ведь такова: Чавес не дает деньги сразу за наше вооружение, а заключается договор на производство какого-то вооружения. Российское правительство из российского бюджета кредитует предприятия, которые производят эти вооружения. Вооружения поставляются. И только потом Чавес рассчитывается с нами за эти вооружения. А поскольку мы имеем дело, мягко говоря, с импульсивным лидером, который принимает неожиданные решения, и это при том, что есть твердая уверенность, что он останется у власти, то всякий раз эти контракты выглядят несколько сомнительными.

– Насколько сейчас российские технологии, российское оружие конкурентоспособны?

– До некоторой степени конкурентоспособны. Дело вот в чем. Мы предлагаем нашу военную технику по ценам гораздо более низким, чем наши конкуренты, например, Соединенные Штаты или Великобритания. Оружие же имеет довольно прикладной характер. Каждая из стран – Вьетнам, Малайзия, Китай, Индия – предполагают закупить это оружие для конкретных военных задач. Если мы говорим об Индии, то более или менее очевидно, что индийские вооружения гипотетически должны обеспечивать победы в противостоянии с Пакистаном. Это вполне конкретная прикладная задача. И до тех пор, пока у противной стороны не появилось более высокотехнологичное оружие, индийскую сторону вполне себе устраивает российская военная техника.

Но здесь, конечно же, есть проблема, которая заключается в том, что мы более или менее успешно торгуем вооружениями, которые разработаны в лучшем случае в середине 1980-х годов. И понятно, что с каждым годом они все более и более морально устаревают. И не случайно сейчас налицо резкий спад в оружейном экспорте в Китай происходит. Китайцы стали отказываться от приобретения нашей военной техники, которая уже не отвечает их взглядам на военное дело.

– Современное военное оружие напичкано электроникой. Эта электроника собственного производства или импортируется из-за рубежа?

– В большей степени, я думаю, она импортируется.

– То есть тут, очевидно, есть зависимость от США и Европы?

– Или от Китая, или от той же Индии. Вот хороший пример – уже много лет российское руководство носится с идеей новой системы глобального позиционирования ГЛОНАСС. Мы вывели необходимое количество спутников на орбиту, чтобы обеспечить действия этой системы. Проблема обнаружилась в самой элементарной вещи, а именно на этапе выпуска приемников для получения сигнала с этих спутников. Из-за неэффективности нашей элементной базы никак не удается наладить выпуск этих приемников. И, как говорят, сейчас Владимир Владимирович Путин подпишет в Индии соглашение, согласно которому индийцы будут у себя делать эти приемники ГЛОНАСС.
XS
SM
MD
LG