Ссылки для упрощенного доступа

К портрету Уго Чавеса. Венесуэла как посредник между группировками ЭТА и ФАРК


Ирина Лагунина: Венесуэла планирует продавать Белоруссии 80 тысяч баррелей нефти в год. С таким заявлением лидер страны Уго Чавес выступил в понедельник, желая поддержать своего белорусского коллегу, которого он называет братом. Для Венесуэлы это – знаковое событие, поскольку открывает для страны новый для нее европейский рынок. Между тем одна европейская страна, а именно – Испания – обвинила правительство Венесуэлы в содействии терроризму. С таким заявлением выступила Национальная судебная палата Испании, инстанция, занимающаяся особо опасными преступлениями. Рассказывает наш корреспондент в Мадриде Виктор Черецкий.

Виктор Черецкий: Обвинение было выдвинуто в результате расследования, проведенного следователем Национальной судебной палаты Элоем Веласко, который занимался связями баскской сепаратистской группировкой ЭТА с террористической организацией Революционные вооруженные силы Колумбии, сокращенно ФАРК. Связи эти оказались «многосторонними» – речь идет и об организации совместных терактов на территории Испании, и о боевой подготовке террористов, и о сотрудничестве в области международной наркоторговли. Начальник разведывательной службы полиции Колумбии полковник Сесар Пинсон.

Сесар Пинсон: Похоже, что поначалу речь шла о подготовке боевиков ЭТА в лагерях ФАРК в Колумбии и о помощи со стороны баскских террористов их колумбийским коллегам в организации на территории Испании - во время визита – покушения на бывшего президента Колумбии Андреса Пастраны и высокопоставленных правительственных чиновников.

Виктор Черецкий: Ну а организовала подобное сотрудничество, то есть связала между собой баскских и колумбийских террористов, по мнению испанского следователя, Венесуэла. К примеру, в распоряжении Национальной судебной палаты оказались показания колумбийца, бывшего члена ФАРК, добровольно год назад сложившего оружие. Его псевдоним «Камило», подлинное имя по соображениям безопасности не разглашается. В свое время 29-летний «Камило» был направлен, как говорится, для «повышения квалификации» в лагерь колумбийских террористов, находящийся на территории Венесуэлы. Туда же, по его словам, под усиленной охраной венесуэльских военных, были доставлены два инструктора-баска, члены ЭТА, которых венесуэльцы представили колумбийским террористам под вымышленными именами Мартина Капа и Игнасио Домингеса. В течение двух недель – под наблюдением офицеров венесуэльских спецслужб - баски обучали колумбийцев – 20 курсантов, в том числе трех женщин - взрывному делу. Бывший боевик ФАРК «Камило».

Камило: Члены ЭТА давали нам уроки по взрывному делу. Нам рассказывали о разных типах бомб и о том, как их приводить в действие. Наши инструкторы говорили о себе, что они приехали из Испании и являются членами баскской организации. Они делились с нами своим опытом борьбы.

Виктор Черецкий: «Камило» рассказал испанскому следствию, что Мартин Капа научил его и других боевиков закладывать фугасы большой мощности и производить взрывы на расстоянии с помощью мобильного телефона, что в дальнейшем позволило ФАРК организовать ряд терактов в столице Колумбии Боготе. Колумбийский политический аналитик Вили Эрнандес.

Вили Эрнандес: Боевики ФАРК не имели никакого опыта террористической деятельности в городских условиях. Они в основном всегда действовали в сельской местности. ЭТА научила колумбийцев многому, особенно организации взрывов при помощи дистанционных устройств.

Виктор Черецкий: Из материалов, изъятых армией Колумбии у одного из убитых лидеров ФАРК, Рауля Рейеса, явствует, что «педагогические» услуги членов ЭТА щедро оплачивались из казны колумбийских террористов. Кроме того, испанские средства информации утверждают, что ЭТА помогает ФАРК, финансирующемуся за счет наркоторговли, реализовывать в Испании кокаин. Впрочем, колумбийские террористы никогда и не скрывали своих связей с баскскими вооруженными сепаратистами. Время от времени они даже выражали им публично свою политическую поддержку. Вот запись обращения к так называемому «прогрессивному человечеству» одного из главарей ФАРК – «команданте» Хуана Сантрича, ответственного за внешние связи группировки.

Хуан Сантрич: Дикие репрессии, полицейские преследования, тюремные издевательства и все другие злодеяния, которым испанское государство подвергает многострадальный баскский народ, должны прекратиться! В Испании не будет ни мира, ни спокойствия, пока она не разрешит свой конфликт с баскским народом. Единственный путь решения этого конфликта – переговоры на пути признания права на самоопределение баскской нации - ее права быть свободной.

Виктор Черецкий: Для независимых наблюдателей и специалистов по борьбе с терроризмом подобное обращение ФАРК с использованием основных пропагандистских тезисов баскских террористов – еще одно доказательство связей двух группировок. Колумбийский генерал Оскар Наранхо.

Оскар Наранхо: Подобное обращение является бесспорным вещественным доказательством наличия контактов между латиноамериканскими террористами и европейскими, в данном случае, террористами ЭТА.

Виктор Черецкий:
Что касается связей с ЭТА Венесуэлы, то здесь особая роль, по мнению испанской стороны, принадлежит печально известному баскскому боевику Артуро Кубильясу Фонтану. Преследуемый испанским правосудием за три убийства, он не только нашел убежище в Венесуэле, но и сделал определенную карьеру при администрации президента Уго Чавеса – был назначен начальником управления охраны Министерства сельского хозяйства страны. Именно Кубильяс, по данным следователя Веласко, является связующим звеном между баскскими вооруженными сепаратистами и венесуэльским руководством. Одновременно Кубильяс «курирует» всех боевиков ЭТА, скрывающихся в Венесуэле. И их немало. К примеру, один из арестованных на днях во Франции членов ЭТА Хосе Лоренсо Айестаран Легорбуру, который обвиняется в десяти убийствах, до недавнего времени тоже скрывался в Венесуэле. Уго Чавес отказался его выдать Испании в 2006 году. Теперь, отдохнув и набравшись сил в Венесуэле, он прибыл во Францию, откуда намеревался проникнуть на территорию Испании для организации очередного теракта. Один из наиболее влиятельных испанских журналистов директор газеты «Мундо» Педро «Хота» Рамирес возлагает ответственность за помощь террористам лично на президента Венесуэлы.

Педро Х.Рамирес: Сегодня, когда ЭТА переживает трудные времена благодаря действиям сил правопорядка, пришло время заняться единственным международным покровителем группировки – я имею в виду Уго Чавеса. Президенту Венесуэлы не повезло. Его неприглядная поддержка баскского терроризма стала достоянием общественности. Содержание документа, подготовленного следователем Национальной судебной палаты Элоем Веласко, не может не вызывать тревоги. Оказалось, что именно венесуэльские военные организовали сотрудничество двух террористических организаций с целью, с одной стороны, научить подрывному делу ФАРК, а с другой, помочь колумбийским боевикам организовать покушение на президента страны. Всплывает в этой истории и зловещая фигура Артуро Кубильяса, которому Чавес предоставил должность в госаппарате. В документах следствия говорится о соучастии Венесуэлы, как государства, в преступной деятельности. С другой стороны, выявлена и неприглядная роль Чавеса в деле террориста-ветерана Хосе Лоренсо Айестарана, только что арестованного во Франции, который собирался продолжить убивать в Испании.

Виктор Черецкий:
Публикация материалов расследования о предполагаемых связях венесуэльских властей с группировкой ЭТА, проведенного Национальной судебной палатой, вызвала большой общественный резонанс в Испании. Консервативная оппозиция в парламенте потребовала от правительства решительных действий в отношении Венесуэлы – вплоть до разрыва дипломатических отношений. Лидер оппозиции Мариано Рахой.

Мариано Рахой: Я хочу, чтобы правительство объяснило нам в парламенте суть происшедшего. Я также хочу, чтобы дал соответствующие разъяснения посол Венесуэлы в Испании. Испанцы имеют право знать, что происходит. Ведь речь идет о преступной группировке ЭТА. Она приносит много вреда нашей стране, убивает людей. Она виновата в трагедии многих семей. Она грозит жизни, свободе и правам граждан. Поэтому мы требуем объяснений у Венесуэлы, которая, в соответствии с материалами следствия, сотрудничала с этой террористической организацией.

Виктор Черецкий: Под давлением общественности левое правительство Испании, которое в основном терпимо относится к нынешнему венесуэльскому руководству, после некоторых проволочек все же было вынуждено обратиться к этой стране за разъяснениями. Председатель правительства Хосе Луис Родригес Сапатеро.

Хосе Л.Родригес Сапатеро: Министр иностранных дел Испании попросил венесуэльское правительство, чтобы оно дало нам соответствующие объяснения по поводу информации, которой располагает наша Национальная судебная палата.

Виктор Черецкий: Чавес, похоже, подобному заявлению даже обрадовался, отмечают наблюдатели, и использовал его во внутренней пропаганде. Ведь как любой диктатор, он постоянно внушает своему народу, что Венесуэла окружена врагами, которые ее постоянно «третируют». Он ответил испанскому премьеру незамедлительно и, естественно, публично – под рев толпы своих сторонников - на одном из многочисленных митингов в Каракасе. Чавес с Испанией и ее руководством особо не церемонился.

Уго Чавес: Я вам, товарищ Хосе Луис Родригес Сапатеро, ничего не обязан объяснять, абсолютно ничего. Кроме того, я требую от вас, чтобы вы уважали суверенитет венесуэльского народа и нашего правительства. Недопустимо требовать объяснений от моего правительства из-за безответственного решения какого-то там следователя из Испании.

Виктор Черецкий: Чавес назвал историю о связях Венесуэлы с ЭТА надуманной, «шоу», «фарсом», «бездоказательной клеветой, имеющей целью дискредитировать его правительство», а также «рецидивом испанского колониализма, попыткой вновь заковать в цепи венесуэльский народ», благо Венесуэла до первой четверти 19 столетия была испанской колонией. «Эти испанцы способны назвать террористом даже нашего великого освободителям Боливара!», - возмутился венесуэльский лидер.
Вот что думает по этому поводу журналист Педро «Хота» Рамирес.

Педро Х. Рамирес: Мне в свое время пришлось вступить в жаркий спор с Чавесом. В 2002 году я возглавлял делегацию Всемирной ассоциации газет, которая направилась в Венесуэлу, чтобы защитить свободу прессы в этой стране. Так что я знаком с логикой Чавеса. Он привык запугивать своих оппонентов, кричать на них, ругаться, обзывать, трясти кулаками, патетически взывая к массам и даже не слушая, о чем говорят его собеседники. Он всегда прав. Именно так полемизировал Гитлер.

Виктор Черецкий: Международные наблюдатели напоминают, что Чавес вовсе не считает террористическую деятельность чем-то неприемлемым. Да и террористов он называет не преступниками, а «борцами за правое дело». Вот, например, что он говорит о ФАРК, организации, которая признана государствами мира, в том числе всеми членами Евросоюза, в качестве террористической группировки.

Уго Чавес: Мы должны поддерживать самое широкое сотрудничество с Революционными вооруженными силами Колумбии! ФАРК не являются террористической организацией! Это революционная народная армия! Ее следует признать как таковую. Я призываю правительства латиноамериканского континента исключить ФАРК из списка террористических групп. С аналогичной просьбой я обращаюсь и к европейским странам.

Виктор Черецкий: ФАРК – не исключение. Чавес, по мнению наблюдателей, симпатизирует всем террористам, включая палестинский ХАМАС, ливанскую Хезболлах и другие радикальные арабские группировки. В отношении ЭТА, правда, он открыто не высказывался, но вот дружбу и переписку со своим земляком Ильичем Рамиресом по кличке «Шакал», венесуэльский лидер не скрывает. Напомню, что «Шакал» является одним из самых кровавых и циничных террористов современности. В настоящее время он отбывает пожизненное заключение во французской тюрьме. Этой заочной дружбой Чавес особо гордится, судя по тому, что любит публично рассказывать о получаемых от «Шакала» письмах.

Уго Чавес: Ильич Рамирес Санчес «Шакал» жил здесь, недалеко. Я его отца знал. В Париже мне от него как-то письмо передали. Он мне здоровья пожелал и сказал, чтобы я осторожней был, потому что кругом враги. Нормальный патриот! И я ему конечно, ответил. «Дорогой друг!» – пишу. А письмо враги перехватили и опубликовали. Мол, с террористом переписываюсь! Правильно «Шакал» меня предупреждает – осторожнее надо быть.

Виктор Черецкий: О том, что «надо быть осторожнее», повторяют в эти дни оппозиционные политики в Испании. Осторожнее надо быть правительству Испании и руководителям других стран в своих отношениях с такими режимами, как венесуэльский, и с такими лидерами, как Чавес. Впрочем, как заявил глава испанской парламентской оппозиции Мариано Рахой, с ним, вообще, лучше не иметь никаких отношений.
XS
SM
MD
LG