Ссылки для упрощенного доступа

Сочинский доклад экспертов ООН: почему доволен «Олимпстрой»


Ирина Лагунина: Как мы уже сообщали в наших информационных программах, в минувший вторник эксперты ООН обнародовали доклад об экологической ситуации в Сочи, где ведется строительство спортивных объектов к Олимпиаде 2014 года. В докладе говорится о том, что подготовка к Олимпиаде ведется с нарушениями, но, по мнению экспертов, эти время на устранение этих нарушений еще есть. В корпорации «Олимпстрой» докладом удовлетворены, но российские экологи называют документ «слишком мягким и невнятным». По их мнению, доклад ООН никак не повлияет на дальнейшее олимпийское строительство.

Любовь Чижова: Эксперты миссии программы ООН по окружающей среде (UNEP) побывали в Сочи в январе по приглашению российских экологов. Свои выводы они обнародовали в докладе, который опубликован на сайте миссии.
В Олимпстрое докладом экспертов ООН удовлетворены. Об этом РС рассказала официальный представитель госкорпорации Александра Костерина... По ее мнению, всю конструктивную критику, которая содержится в докладе, Олимпстрой воспринял и начинает работу над ошибками….

Александра Костерина: На самом деле мы считаем, что доклад достаточно удовлетворительный. Они указывают на нарушения, но общий лейтмотив доклада говорит именно о том, что стройка идет в целом неплохо с точки зрения экологической безопасности. Более того, они завершают свой доклад примерно следующим, что Олимпийские игры в Сочи 2014 открывают широкие возможности для повышения уровня знаний в экологической области и заботы об окружающей среде. Это именно то, что и мы хотим, чтобы зеленые стандарты стали нормой для строительства. Потому что в России подобного не было. Более того, впервые именно госкорпорацией были разработаны зеленые стандарты и они используются сейчас в качестве дополнительных экологических требований, включены в договоры с исполнителями по проекту, предусмотрены штрафные санкции за неисполнение природоохранного законодательства.
Наши сотрудники были во время визита вместе с экспертами UNEP. Собственно, очень многие замечания уже исполняются. Например, среди конкретных мер речь идет о расширении сочинского национального парка. Решение такое есть, распоряжение находится в правительстве, фактически формально оно принято. Это произойдет за счет присоединения лесхоза, 20 тысяч гектар, 10% от существующей территории Сочинского национального парка. Строительство ведется на 1%. Кроме того, опять же госпорпорацией Олимпстрой разработаны зеленые стандарты, разрабатывается в данный момент зеленые корпоративные стандарты. В том числе мы планируем привлекать экспертов UNEP, безусловно, будем работать вместе с ними в этом направлении. Более того, разрабатывается комплексная программа по компенсационным мерам, природоохранным мерам и эта программа так же будет согласована с экспертами UNEP, о чем они знают. Доклад стал результатом их посещения в январе. И в целом мы докладом удовлетворены.

Любовь Чижова: Говорила официальный представитель корпорации Олимпстрой Александра Костерина. Ну, а российские экологи, которые и приглашали экспертов ООН в Сочи, их докладом откровенно разочарованы. Они называют его слишком мягким и невнятным, ни к чему российские власти не обязывающим. Руководитель экологической вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха сказал, что «Олимпиада строится на костях природы». Вот его мнение о докладе миссии UNEP…

Андрей Рудомаха: Доклад очень слабый на самом деле. В нем нет ни одной конкретной рекомендации, только общие слова. С нашей точки зрения UNEP пытается покрыть тот беспредел, который происходит при подготовке к Олимпиаде. Мы работали с миссией UNEP, мы о всех проблемах более значимых рассказали, то есть они полностью в курсе. Все эти проблемы, кроме совмещенной дороги, вообще не нашли отражения в этом докладе. Политика такая, то есть UNEP, видимо, не хочет ссориться с правительством России. Скорее всего так, потому что доклад необъективный. Настолько ситуация критическая, что они не могли сказать, что все хорошо, но критика эта очень поверхностная, и она вряд ли что-то изменит. То есть тот же UNEP в свое время внес большой вклад в то, что были убраны объекты с Грушевого хребта и там были конкретные рекомендации, что нужно это и это сделать. Сейчас они самые общие слова, ничего конкретного. Российское правительство так же может все спокойно продолжать, как оно сейчас делало. Будем смотреть, но очень сомневаюсь, что именно в этом виде на что-то повлияет. Идет уничтожение масштабное уникальных природных комплексов, причем даже без желания что-либо как-то уменьшить, негативное воздействие. Самый яркий пример – совмещенная дорога, которая нанесла больший ущерб. Когда возникли конфликтные ситуации, когда в процесс вмешался UNEP – это произошло осенью, только тогда они стали пытаться что-то уменьшить и принять какие-то решение. тогда уже было поздно, то есть уничтожено было большое количество краснокнижных видов. Если было бы желание, можно было бы изначально все делать по-другому. Желания этого нет ни у РЖД, ни у Газпрома, ни у других компаний, которые в это вовлечены. Сейчас говорится очень много красивых слов, в реальности все делается наоборот, все делается самым худшим образом, как только возможно. Точно так же все продолжается, как делалось раньше. На фоне слов, на фоне докладов ничего реально не меняется. То есть наоборот дорога как строилась, так и строится. Сейчас там идет уничтожение уникального массива самшита. Когда были эксперты UNEP, их не хотели туда везти, то есть наш представитель повез, показал, на глазах экспертов это все происходило и даже не нашло отражения в отчете, хотя он сам все это видел. То есть все продолжается в том же духе. Россия строит олимпиаду на костях природы. И это будет самая худшая олимпиада в экологическим плане из всех, что были. Красная поляна и Имеретинская низменность, там жители отнюдь не рады, что все это создало огромное количество проблем, их просто выживают. Но еще такого ущерба не было в России вообще, на Кавказе это самый экологически ущербный проект из всех, которые были, олимпиада превзошла все. По ущербу, в цифрах не могу назвать, но сотни гектаров девственных лесов, десятки тысяч растений. То есть комплексы, которые были уникальны в мировом масштабе, они полностью уничтожены, больше не будет.

Любовь Чижова: Рассказывал руководитель Экологической вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха. О докладе экспертов ООН и о дальнейших действиях экологов в Сочи я поговорила с Михаилом Крейндлиным из российского отделения Гринпис.

Михаил Крейндлин: Доклад нас несколько разочаровал. Там все правда написано, но мы ожидали, что будет гораздо более конкретным, более четким, как был доклад группы UNEP в 2008 году. Здесь, к сожалению, он сильно сглажен, те конкретные нарушения, конкретные факты, почему наносит экологический вред окружающей среде подготовка к олимпиаде, в первую очередь строительство совмещенной дороги до Красной поляны, там, к сожалению, практически не отражены. Там написано, что они есть, но конкретно не отражены, как нет и конкретных предложений по исправлению ситуации. Там два основных предложения, три точнее: более эффективно исследовать компенсационные мероприятия, что должна быть внедрена программа мониторинга и что надо договариваться между общественными организациями, представителями стороны, которая заинтересована в строительстве олимпийских объектов или ведет строительство олимпийских объектов. В таком виде я не очень верю, что он может реально повлиять. То есть это было бы, конечно, очень хорошо, если бы буквально исполнялось. Но можно найти такой пример по поводу мониторинга, по-моему, замминистра МПР и Минприроды Майданов уже отрапортовал, что к концу этого года будет система мониторинга, по-моему, мэр Сочи сказал, что она уже есть. При всем при этом я был в октябре месяце на заседании рабочей группы совета по подготовке к олимпиаде при президенте, рабочей группой руководит Трутнев, министр Минприроды. Выступал представитель Росгидромета, который формирует эту систему мониторинга, сказал, что она будет у них готова где-то к 2012 году. Не очень понятно, как они за полгода могут так ускорить процесс, что она уже будет готова в этом году.

Любовь Чижова: Михаил, а у вас есть какие-то предположения, почему доклад получился таким, мягко говоря, нейтральным или, грубо говоря, беззубым?

Михаил Крейндлин: Не знаю, наверное, UNEP решил не конфликтовать с правительством России. Наверное, за этим есть какие-то политические, а может быть экономические причины. Я их не знаю, честно скажу. В докладе указано, что идут компенсационные мероприятия, да, это правильно. Это создание новых особо охраняемых природных территорий. Указано опять же в общем виде – где-то в Причерноморье. Хотя в тех документах, которые мы представляли в том числе экспертам UNEP, указано, что основное компенсационное мероприятие – это действительно создание новых территорий конкретно – это расширение Сочинского национального парка, это создание полигона заповедника. Есть еще создание заповедника Утриш. Но как создается заповедник Утриш, все знают. Действительно он создается, но самые ценные причерноморские территории, которые могли являться в какой-то степени компенсацией строительства олимпийских объектов, они изымаются из заповедника под строительства непонятно дачи то ли президента, то ли каких-то олигархов. Об этом много раз говорили.

Любовь Чижова: Не так давно Всемирный фонд дикой природы заявил о том, что он выходит из экологического сопровождения Олимпиады, и Гринпис понимает эту позицию, поддерживает ее. Что дальше, каковы дальнейшие действия экологов? Вы будете как-то следить за тем, что происходит в Сочи? Каковы будут ваши конкретные действия? К вам никто не прислушивается на самом деле.

Михаил Крейндлин: С 2008 года к нам мало прислушиваются – это правда. Мы будем естественно максимально жестко бороться с такими самыми нехорошими проявлениями. Например, опять возникли и фактически реализуются планы строительства дороги по территории Кавказского заповедника к комплексу Газпрома горнолыжному, для чего Росрегистрации волюнтаристски своим решением отодвинула границы Кавказского заповедника. А поскольку это объект всемирного наследия, естественно, с этим мы будем бороться всеми возможными способами, надеемся, что может быть нам удастся. Потом надо понимать, что в мае приедет опять еще и миссия ЮНЕСКО и международного Союза охраны природы, которая как раз связана с Всемирным наследием, будет отслеживать, надеюсь, гораздо более жестко, чем миссия UNEP. Естественно, с ними мы будем работать. Если будут выявляться факты конкретных нарушений, то будем реагировать доступными нам способами.

Любовь Чижова: О докладе экспертов ООН по экологической ситуации в предолимпийском Сочи говорил представитель российского отделения Гринпис Михаил Крейндлин. Экологическая составляющая Олимпиады 2014 года - не единственная проблема, о которой говорят эксперты. Не так давно сообщалось о забастовке, которую провели строители олимпийских объектов – по их словам, им систематически задерживали выплату заработной платы. Многие из обиженных рабочих заявили о том, что уедут из Сочи. Кто приедет работать на олимпийские стройки, зная, что там не платят деньги – не совсем понятно.
XS
SM
MD
LG