Ссылки для упрощенного доступа

Юнус-Бек Евкуров нашел пособников террора


Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров вступил в конфликт с судейским корпусом республики.
Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров вступил в конфликт с судейским корпусом республики.
Судьи Ингушетии возмутились попытками президента республики Юнус-Бека Евкурова вмешиваться в отправление правосудия.

Все претензии к республиканским властям и президенту республики Юнус-Беку Евкурову Совет судей Ингушетии изложил в своем постановлении. В нем, в частности, говорится: "Начав с критики отдельных судебных решений, президент Евкуров постепенно стал необоснованно обвинять всю судебную систему в коррупционности и потакании лицам, причастным к террористической деятельности. Из его многочисленных публичных заявлений следует, что все усилия по нормализации общественно-политической обстановки в республике ни к чему не приводят из-за, якобы, противодействия судебной системы. В некоторых выступлениях президент Евкуров прямо заявляет, что судьи, оправдывающие террористов, хуже десяти хаттабов, что только в течение первой недели после совершения на него покушения судьи отпустили на свободу сотни преступников".

Своими заявлениями Юнус-Бек Евкуров "дискредитирует судебную власть, умаляет ее авторитет и посягает на независимость судей" - к такому выводу пришел Совет судей. Однако председатель Совета судей Ингушетии Магомет Даурбеков в интервью Радио Свобода сообщил, что претензии судьи предъявляют не только к Евкурову, но и к журналистам:

- Постановление Совета судей вынесено именно в связи с публикациями в СМИ относительно работы судов Ингушетии. Мы не были согласны с такой трактовкой. Поэтому судейское сообщество, собственно говоря, пришло к такому выводу, а Совет судей своим постановлением обратил внимание руководства Российской Федерации на сложившуюся обстановку. Наша позиция изложена в постановлении.

- А как вы ответите на заявление Евкурова, что местные судьи сознательное бойкотируют борьбу с преступностью?

- Такого бойкота со стороны судов, конечно, нет. Суды работают в том режиме, в котором они всегда работали. Никакого другого направления нет. Почему такие выводы делаются, на основании чего эти выводы делаются - абсолютно непонятно. Собственно говоря, это и является одной из причин недоумения судейского сообщества. Мы свою позицию четко изложили и абсолютно готовы к содействию со своей стороны. Никакого конфликта, например, мы не видим. Единственное: мы постарались указать, чтобы не вмешивались в судебную деятельность. Вот и все.

В свою очередь президент Ингушетии заявляет, что это судьи своим постановлением дискредитируют исполнительную власть республики. Он уже обратился в Верховный суд России с просьбой прислать в Ингушетию комиссию, которая разберется в сложившейся ситуации. Кроме того, Евкуров требует замены действующего председателя Верховного суда Ингушетии. Пресс-секретарь президента Ингушетии Калой Ахильгов в интервью Радио Свобода сказал:

- Конечно, в республике существует большая проблема в судейском сообществе, которая заключается в том, что это сообщество расколото на некие касты и лагеря. В судейском сообществе нет должного согласия и единства в решении актуальных вопросов, которые перед ними стоят. Естественно, когда оправдывают обвиняемых, которые совершили тяжкие и особо тяжкие преступления, высказывается недовольство населения, и президент республики должен на это адекватно реагировать. Но при этом мы понимаем, что исполнительная власть может влиять на судебную только лишь высказыванием своего мнения и привлечением к расследованию или разбору ситуации вышестоящей инстанции. И если попытка президента Ингушетии пригласить в республику представителя Верховного суда России для того, чтобы разобраться в ситуации с судейским сообществом, называется "вмешательством в судебную власть", то непонятно, как называть деятельность судов, которые отпускают преступников, вина которых в принципе доказана. Отпускают и признают невиновными. Есть очень много фактов и по коррупционным делам - когда преступники, в сговоре совершившие хищение сотни миллионов рублей, судом оправдываются, либо выносятся приговоры по каким-то немыслимым условным срокам, или еще смешнее - штрафам. Поэтому такая реакция президента адекватна и обоснованна. Более того, подобные судебные решения в первую очередь подрывают авторитет власти в республике.

* * *
Фигуре председателя Верховного суда Ингушетии в постановлении Совета судей республики отведено особое место. В частности, отмечается, что действующий председатель Верховного суда Михаил Задворнов, назначенный на должность из другого региона Российской Федерации, "не связан какими-либо тейповыми, клановыми и родственными отношениями на территории республики, а потому принципиально отстаивает независимость и авторитет судебной власти и пользуется заслуженным авторитетом среди судейского сообщества". Евкуров же, как следует из все того же постановления Совета судей Ингушетии, заинтересован в том, чтобы республиканский суд возглавил Тамерлан Евлоев, у которого "с действующим президентом республики сложились личные отношения". Во всяком случае, именно кандидатуру Евлоева, вопреки мнению судейского сообщества, президент республики "настойчиво предлагает на замещение вакантной должности заместителя председателя Верховного суда Ингушетии".

Юнус-Бек Евкуров в ответ на эти претензии заявил агентству "Интерфакс": "В администрацию президента России и Верховному суду я никого не предлагал. Эти люди, которые сейчас жалуются на меня, сначала жаловались на председателя Верховного суда Ингушетии Задворного, а сейчас они его поддерживают, потому что он полностью попал под их влияние".

По мнению бывшего советника президента Ингушетии по правовым вопросам, адвоката Мусы Плиева, сложившаяся в республике ситуация лишний раз свидетельствует о незащищенности судей и фактическом отсутствии независимого правосудия в России:

- Я очень хорошо отношусь к Евкурову, но я считаю, что это большая ошибка - вмешиваться в деятельность судебной системы Ингушетии именно таким образом. Да, конечно, мы знаем, что в России нет независимого суда. Это не секрет. Но представьте себе, если каждый начнет хозяйничать в суде - соответственно, мы можем навсегда забыть, что такое независимый суд. Поэтому, мне кажется, в тех условиях, в которых сегодня работают судьи - не только в Ингушетии, но и во всей России - когда нет никакой гарантии их и безопасности и неприкосновенности... я думаю, что они делают хоть что-то. Поэтому сегодня вмешиваться в их деятельность считаю неправильным. То, что они выносят неправильные с точки зрения властей приговоры - это еще не повод для того, чтобы давить на судей. У меня возникает вопрос: а почему судьи должны выносить обязательно обвинительный приговор, например? Почему они не могут выносить оправдательный приговор? Поэтому я думаю, что эта история будет иметь продолжение. И как раз история с Советом судей Ингушетии показывает порочность всей этой системы - когда судей можно, собственно говоря, лишить полномочий за выраженное ими мнение в ходе любого дела.

О реакции Верховного суда России на сложившуюся в республике ситуацию - равно как и о том, будет ли сформирована и отправлена туда специальная комиссия - пока ничего не известно.
XS
SM
MD
LG