Ссылки для упрощенного доступа

“Орден госпитальеров”




Марина Тимашева: Листаю большую красивую книгу петербургского издательства “Алетейя”: Владимир Захаров, Владимир Чибисов, “Орден госпитальеров”. И думаю, что эти “сцены из рыцарских времен” могли бы подарить нашим драматургам и сценаристам россыпь увлекательных сюжетов, вовсе не потерявших актуальности. Восток и Запад, ислам и христианство. Даже места сражений знакомы по телевизионным новостям: “Первая битва в секторе Газа. “Вторая битва в секторе Газа” (251). Наверное, в Средние века жестокости и продажности было больше, чем теперь, но встречалось и самопожертвование, и благородство по отношению к врагу. Даже авторов – историков удивляет “та забота, которой султан окружил разбитое войско” крестоносцев в Египте, он “не только стал снабжать его продовольствием…, но и перевез его вниз по Нилу на своих кораблях” (237). Подробнее о книге расскажет Илья Смирнов.

Илья Смирнов: То, что принято считать рыцарским кодексом поведения, было характерно для ислама задолго до появления в Европе соответствующего сословия. Мы с вами уже отмечали это на примере Хусейна ибн-Али, внука пророка http://www.svobodanews.ru/content/Transcript/383181.html. Фактор, конечно, сыграл свою роль в триумфальном шествии мусульман из пустынной Аравии по землям древних империй, намного более богатых и развитых. Так что здесь скорее христиане выступали в роли учеников, причем не слишком прилежных. Как справедливо отмечено в книге про госпитальеров, если сравнить ситуацию на Западе и на Востоке, в “Святой Земле” до начала крестовых походов, то “Европа окажется отнюдь не в выигрышном положении” (47).
А насчет драматургов, которые должны написать что-то красивое и благородное – Вы, Марина, хорошо пошутили. У нас ведь уже был один замечательный спектакль про рыцарей. Назывался “Норд-Ост”. И вы знаете про его судьбу, причем, когда он закрывался, никто из вельмож, светских http://www.vz.ru/news/2010/1/13/365796.html и духовных http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=34330, не выступил в защиту: “Что вы, такой спектакль не может быть закрыт!” - вот так, как они недавно хором заступались за сериал “Школа” http://www.newsru.com/russia/25jan2010/skola_print.html
Правильно. Зачем нам рыцари? Рыцари – замшелый совок. А у нас “модернизация”. Нам нужен “сложный человек”, http://www.echo.msk.ru/blog/xlarina/627868-echo/ С богатой лексикой, в основном матерной. Ну, что я вам про это рассказываю, вы лучше меня знаете, кто и как занимается современной драматургией на том же, прости господи, фестивале “Золотая маска” http://www.goldenmask.ru/2010/maska_plus/novay_piesa.html.
Я лучше расскажу про госпитальеров, как они представлены в книге Владимира Александровича Захарова и Владимира Николаевича Чибисова. “Суверенный Рыцарский Госпитальерский орден Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты” (6), или иначе просто “Мальтийский” (с тех пор, как он в ХУ1 веке перебрался на остров Мальту, спасаясь от турок) - один из старейших и известнейших духовно-рыцарских орденов. И авторы утверждают его приоритет перед главными соперниками, злополучными тамплиерами, “госпитальеры появились намного раньше в Иерусалиме” (109), а происхождение их выводится из “благотворительного общества” (440): “орден… ведет свое начало от странноприимного дома, построенного на территории монастыря Ла Латин… недалеко от храма Гроба Господня” (92), отсюда и название: “госпиталь”, т.е. “странноприимный дом”. Значение “военная больница” данное слово приобрело позднее, поскольку орден был создан между 1050 и 1080 годами в качестве братства по уходу за голодными и усталыми паломниками, и лишь шесть десятилетий спустя взял на себя также функции военного…” (24). В этом отличие от тамплиеров, которые “изначально несли воинское служение” (112).
В книге изложена первая половина истории ордена, от основания - и до переселения на Мальту и первых лет жизни там. Воспроизведено много документов: уставы, жалованные грамоты, папские буллы (331), даже молитвы (356). Перед нами предстает удивительное сообщество, военное, конечно, и религиозное, но с другой стороны, экономическое, ведь рыцари-монахи, оказывается, весьма успешно занимались производством сахара, который “славился белизной и хорошим помолом”, стал “одним из самых прибыльных товаров… его экспортировали не только в ближайшие Венецию, Геную, Константинополь, но и во многие города Западной Европы” (317). Ещё у них хорошо получалось мыло (374). Они строили образцовые крепости и военные корабли, “большие, обшитые броней галеры”, своего рода броненосцы ХУ века (381). К сожалению, базисные социально-экономические сюжеты рассматриваются вскользь, в порядке комментария к более важным темам, династически – иерархическим.
Впрочем, и в этих темах разобраться непросто. Здесь я с унылым однообразием завожу горестную песню о том, в каком состоянии у нас выходят книги. Если бы госпитальеры так строили замки, туркам не пришлось бы их штурмовать: сами бы сложились после первого дождя. Читаешь и периодически ловишь себе на мысли, что текст механически составлен из случайных обрывков, после чего его никто, ни один человек не перечитывал. Некоторые фрагменты нормальные. Некоторые выдержаны в архаичном стиле, как будто из старой-старой книги. Например, мусульман “магометанами” давно уже не называют (224, 300 и др.). А по соседству – непринужденный перенос в далекое прошлое современных понятий “нация” (130, 362), “средний класс” (431). Про стиль, согласование слов в предложении даже не говорю: “демографическая ситуация на Родосе быстро увеличивалась” (353) “антагонизм между Императором и папой также сыграл немаловажную роль на политику обоих рыцарских Орденов” (441) и т.п. И особенно забавно смотрятся на этом фоне дежурные нападки на “советских историков”, которые писали свои работы “только с позиций марксистско-ленинской методологии” (91). И это было “плачевно” для науки. А как надо было писать исторические работы? А вот так. “В Европе, к концу Х – началу Х1 вв., в связи с формированием феодализма, все народы стали христианскими, и воевать между собой за новые владения стало антихристианским делом…” Такая причина Крестовых походов. Ведь “все только и мечтали поклониться святыням и окончить свои дни в Святой Земле”(79). Это был вовсе не поход завоевателей, как пытались его представить советские историки” (93). А потом уже “главной задачей… стала борьба против исламских завоевателей, нападавших на христианские государства, образовавшиеся в ходе Крестовых походов” (38). Но самые потрясающие заявления - в связи с делом тамплиеров, которых, оказывается, не просто оклеветали, чтобы прибрать к рукам их имущество. Дальше слушайте внимательно, новая историческая методология. “Да, они оказались стойкими и не открыли многих своих тайн даже под пытками, не дошло до нас никаких документальных свидетельств, но легенды, которые до сих пор существуют, и косвенные свидетельства, вероятно, имеют под собой какую-то основу”. А “основа” эта - некие “общие для всех монотеистических систем таинства древнего солнечного культа” (322)… В исторических книгах и энциклопедических справочниках говорится о том, что тамплиеры прекратили свое существование в Х1У веке. Но это не соответствует действительности”, потому что “орден каменщиков” “вобрал в себя основные гностические и ритуальные традиции тамплиеров” (338), их ритуалы и обряды, “не характерные для христианских религий” (именно так, во множественном числе) “ожили в тайных ритуалах франкмасонских лож” (454). А подтверждается это ссылкой на некие “исследования английских журналистов – историков Майкла Бейджмента и Ричарда Ли” (337). Если вы попытаетесь выяснить, что это всё-таки за великие умы, пересмотревшие разом все “исторические книги и энциклопедические справочники”, то из биографий первого узнаете, что работая фотографом, он “проявлял интерес к истории, религии и эзотерике” http://www.ozon.ru/context/detail/id/1388312/ и стал “скандально известным автором нескольких книг в жанре, который в России называют "альтернативной историей" http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/michael_beydjent/index.html В общем, почти такой же надежный источник, как журнал “Отдохни”. И этот развесистый масонский циркуль расцветает под рубрикой “научное издание”, с двумя рецензентами, оба профессора и доктора наук, а в выходных данных значится “Научно –координационный совет по международным исследованиям МГИМО”.
Тоже сюжет для небольшого спектакля, но не романтического, а скорее комического.

XS
SM
MD
LG