Ссылки для упрощенного доступа

Победа не "благодаря", а "вопреки"


Российских паралимпийцев в Ванкувер тоже провожали в Храме Христа Спасителя
Российских паралимпийцев в Ванкувер тоже провожали в Храме Христа Спасителя
Стремление стать первым нередко приводит к гибельным последствиям. Итоги Паралимпийских игр в Ванкувере и воспоминания о провале сборной России на "большой" олимпиаде. Таковы темы наиболее интересных публикаций на спортивную тему в российской прессе.

Стремление стать первым нередко приводит к гибельным последствиям – констатирует журнал "Русский репортер".

Цена победы в современном спорте невероятно высока. И измеряется она не денежным эквивалентом. Порой атлеты рискуют жизнью ради медали, места на пьедестале, строки в истории своего вида спорта. Вправе ли мы, зрители, требовать от них таких жертв?

Смерть грузинского саночника Нодара Кумариташвили накануне церемонии открытия Олимпиады в Ванкувере ужаснула весь мир, зато бронзовый забег словенской лыжницы Петры Майдич с четырьмя сломанными ребрами вызвал у зрителей ликование. А ведь мотивы обоих спортсменов были схожими. Но для одного полет по трассе обернулся трагедией, а для другой стал триумфом.

Восхищаясь подвигами спортсменов, мы невольно одобряем ничем не обоснованный риск, закрываем глаза на причины, вынудившие их поставить на карту слишком многое. Наверное, никто никогда не признает, что на тот вот конкретный старт выходить не стоило. Зачастую к одной Олимпиаде, к одному чемпионату мира спортсмен готовится не четыре года, а десятилетия. Ради победы атлеты готовы пойти на что угодно (включая допинг) и после финиша часто признаются, что сами не понимали, что делали: как стартовали, выступили, победили. Это забывается. Возможно, лечится. Медаль остается.
Восхищаясь подвигами спортсменов, мы невольно одобряем ничем не обоснованный риск, закрываем глаза на причины, вынудившие их поставить на карту слишком многое


Американский прыгун в воду Грег Луганис на Олимпиаде в Сеуле ударился о трамплин и, разбив в кровь голову, рухнул в бассейн, но на следующий день выиграл очередную золотую медаль. С Луганисом, выполнившим за свою спортивную карьеру около 180 000 прыжков, такое уже случалось. Но в Сеуле было еще одно, неизвестное тогда обстоятельство: через несколько лет Луганис признался, что уже тогда был ВИЧ-инфицирован, и попросил прощения у соперников, которых невольно подверг опасности. Знаменитый российский прыгун Дмитрий Саутин, который, как и другие участники соревнований, прыгал в тот же бассейн с того же трамплина, в одном интервью сказал, что Луганису стоило бы предупредить оргкомитет и судейскую бригаду о своей болезни. Но у двукратного олимпийского чемпиона, втайне от остальных членов команды принимавшего по ночам таблетки AZT, был шок от удара, а на кону стояло очередное олимпийское золото.

Примеров героизма в истории Игр не счесть. Спортсменов можно понять: они находятся фактически в состоянии аффекта, но не значит ли это, что об их безопасности обязаны думать другие? Вместо этого болельщики чествуют любимых героев и призывают других брать с них пример — бегать со сломанными пальцами, плавать с надорванными сухожилиями, танцевать с выбитым мениском. А ведь грань, отделяющая просто травму от инвалидного кресла, чрезвычайно тонка. Ведь от спортсмена ждут, что он пойдет до конца. Даже когда в этом нет никакого смысла.

"Вся команда нацелена на результат, от тренеров до сервисеров, — объясняет спортивный психолог Владимир Сопов, который на Олимпиаде в Ванкувере работал со сборной России по фристайлу. — Мы стараемся дать спортсмену точное знание о том, что может быть. Приучаем его видеть пути, которыми можно избежать травмы, но заодно настраиваем на то, что, если она случится, не надо опускать руки. Надо выходить на старт. Даже с сотрясением мозга, с переломом. В спорте это случается часто, и это уже не удивительно. На это можно настроить. И если какой-то доктор заранее исключает вариант старта травмированного спортсмена, он не спортивный врач. Мы отступать не можем".

"Естественно, болевой порог у спортсменов значительно выше из-за постоянных тренировок, — рассуждает спортивный врач Елена Линде. — Им постоянно приходится терпеть и работать на пределе своих возможностей. И юридически принудить спортсмена отказаться от старта врач не может. Решает всегда атлет. Но порой врач обязан заявить, что он категорически против и запрещает дальнейшее выступление".

От большого спорта все ждут накала эмоций, но стоит ли толкать людей на риск ради недолговечного рекорда, титула, который только при самом удачном стечении обстоятельств станет залогом счастливого будущего? Олимпийские премиальные невелики в сравнении со стоимостью 34 операций, сделанных бобслеистке Ирине Скворцовой после трагедии в Кенигзее. Да и рекламодатели, которые набрасываются на героев Игр сразу после их завершения, как правило выбирают спортсменов, пышущих здоровьем, олицетворяющих успех.

Героизма в спорте много, за это мы его и любим. Однако спорт — занятие для здоровых, и травмы в нем нужно не культивировать, а искоренять.

* * *

Антон Орех в статье на сайтке "ЕЖ" пишет о паралимпийских играх в Ванкувере.

Паралимпийские (именно так правильно пишется это слово) Игры никогда в нашей стране никого особо не интересовали. Болельщики заранее воспринимали это как некую пародию на «нормальные» лыжи, хоккей и т.д., а среднестатистические граждане относились к спортсменам-инвалидам так же, как просто к инвалидам – со смесью брезгливости и страха.

И тут вдруг такое внимание! Ирека Зарипова, выигравшего в одиночку в Ванкувере больше золота, чем вся "здоровая" сборная вместе взятая, хотят представить к званию Героя России! Кто-то при этом говорит о некоей компенсации за провал на обычной Олимпиаде, кто-то говорит о том, что "не посрамили". Кто-то наоборот говорит, мол, все дело в профессионализме конкретных тренеров и чиновников, отсутствии молебнов, патриотического угара и пьянок в Русском доме, которые сопровождали выступления здоровых атлетов и которых не было в помине на Паралимпиаде. Обо всем этом можно говорить. Все это по-своему верно. И пьянок не было, и "не посрамили". Но мне хотелось бы сказать немного о другом.

В чем разница между спортом и спортом людей с ограниченными возможностями? Я считаю, что если человек выходит соревноваться или вообще занимается какой-то публичной деятельностью с флагом страны на камзоле, он автоматически представляет страну. Он и гордость ее, и позор – в зависимости от результата. Но про паралимпийцев я такого сказать не могу. Они выступали под флагом России. Они слушали гимн и гордились собой и страной, наверное. И слова говорили "правильные". Но для меня победа и просто любая медаль любого из них – это их личная победа. При этом почти уверен, что выступление на Играх в Ванкувере для этих ребят далеко не самое трудное из того, что было в их жизни. В медальной таблице они опередили всех. Но практически в любой из тех стран, которые остались по медалям позади, для инвалидов делается больше, чем в России.
Наши инвалиды мало того, что отделены от общества моральными барьерами, они отделены от других людей барьерами физическими. Человек, преодолевший все это, нашедший возможность заниматься спортом – он горы свернет!

Послушайте их рассказы – везде будут одни и те же детали. Про то, как привычный мир рухнул и проблемой стало даже просто выйти на улицу. Погулять, поехать куда-то на автобусе или в метро, найти работу. Наши инвалиды мало того, что отделены от общества моральными барьерами, они отделены от других людей барьерами физическими. Лифт, в который не въедешь на коляске, лестница, по которой не спустишься, порог, через который не перешагнешь, транспорт, в который не войдешь и на котором не доедешь. Человек, преодолевший все это, нашедший возможность заниматься спортом – он горы свернет! У нас для развития инвалидного спорта делается совсем немного, хотя Паралимпийский комитет и Владимир Лукин действительно стараются. Но те, кто поехал в Ванкувер, прошли не какой-то тривиальный спортивный отбор – они прошли жесточайшую школу настоящего выживания. Если для заграничных инвалидов спорт часто всего лишь хобби, то для наших – это единственный шанс не пропасть!

И очень верно, что призовые за победы на Паралимпиаде установлены в том же размере, что за победы и медали на основных Играх. И очень символично, что на премирование выступавших без официальной шумихи и общественного внимания инвалидов государство в итоге потратит почти вдвое больше, чем на награждение "звезд".

Не хотелось бы одного: чтобы кто-то под соусом ванкуверских побед сказал, что, мол, не бывает побед на пустом месте, видите, как много у нас делается для инвалидов! Да, ребята молодцы. Но они победили не только соперников, не только самих себя преодолели. Они победили и преодолели собственную страну, точнее, парастрану, под флагом которой выступали.

* * *

Игорь Николаев на сайте "Газета Ру" пишет о том, что провальное выступление российской сборной на Олимпиаде в Ванкувере – закономерный итог государственной политики в области спорта в последние годы.

Категоричность такого вывода, увы, более чем оправдана. Восемь лет назад после неудачного выступления российской сборной на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити еще можно было попытаться объяснить неудачи стечением обстоятельств. Но потом были Афины (2004 год) и Турин (2006 год), наши олимпийские выступления в которых если и нельзя было назвать провальными, то и удачными тоже. Становилось понятно: не все, далеко не все ладно в российском спорте.
Когда спорт становится заложником властных амбиций, тогда происходит его деградация

Наконец, Пекин 2008 года – худшее выступление российских спортсменов за последние полвека на летних Олимпийских играх. Ну и Ванкувер – вообще никаких слов. Если кто-то после всего этого скажет (а такие наверняка найдутся), что все это натяжки, то извините – факты, только факты.

В 2000 годах российский спорт резко утратил свои позиции на международной арене. Не буду лишний раз приводить данные по завоеванным медалям и общекомандным местам. Очевидно, это не случайность, а тенденция, крайне неприятная и ярко выраженная. А раз так, надо искать причины системного характера. Предвзятое судейство, погода, инвентарь и т. д. и т. п. – все это категорически не годится для объяснения. Системный провал – системные причины. Это аксиома.

Основной государственный документ, определяющий соответствующую политику сегодня, – это федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы". Есть в этой Программе такие слова: "… успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи".

Хотя и сформулировано через "…а также", но на стремление власти доказать военную и политическую мощь стоит обратить внимание. Вот для чего на самом деле сегодня нужен спорт – для удовлетворения амбиций властей.

Вы можете себе представить ситуацию, когда швейцарцы, норвежцы, австрийцы, даже американцы рассматривали бы успехи на международных соревнованиях в качестве доказательства "военной и политической мощи"? Абсурд какой-то!

Когда спорт становится заложником властных амбиций, тогда происходит его деградация.

Почему? Ведь пусть мотив у властей и не совсем правильный, но денег-то на спорт не жалели?

Но с деньгами тоже все очень интересно получается. Это касается не только спортивных достижений, но практически всех озвученных властями задач. Девиз один – "бабло решает все". Все можно купить, вопрос только в цене – с такой установкой подходят к решению всего и вся.

Справиться с кризисом? Зальем экономику деньгами. Российская Силиконовая долина? Не вопрос. Сколько? Олимпиада в субтропиках? Легко! Список можно продолжать.

Казалось, можно и достижения в спорте купить. Тем более что не обязательно ведь тратить бюджетные деньги. Можно сделать так, чтобы наши олигархи в приступе демонстрации социальной ответственности бизнеса взяли на содержание различные спортивные федерации. И олигархи будут помогать. А куда им деваться?! Они построены. Но не стоит их так уж жалеть. Они свои преференции и выгоды получат.

Все последние годы значительное число наших спортивных федераций возглавляли или олигархи, или чиновники высокого ранга (чиновников, правда, совсем недавно оттуда попросили). Какой профессионализм в руководстве?! О чем вы говорите?!

Такая комбинация более чем символична и показательна. Я вполне допускаю, что многие наши богатые люди действительно любят спорт, кто-то из них в молодости чем-то там занимался. Но этого мало. Увы, об этом говорят результаты.

Растут обещанные призовые для спортсменов. Казалось бы, так просто: пообещай больше призовых – и медали в кармане. Российское правительство, начиная с летних Олимпийских игр в Пекине, установило, что за "золото" причитается 100 тысяч евро. Мы, конечно, не "переплюнули" Казахстан, где победителю Олимпиады были обещаны $250 тысяч, но все равно внушает. А уж если российский спортсмен завоевывает две золотые медали, то он, по заявлению руководства российского Национального олимпийского комитета, и вовсе мог рассчитывать на $1 миллион (суммарно от правительства, федерации, губернаторов, фирм).

А ведь известно, что некоторые страны – лидеры в спорте вообще принципиально не платят призовых (к примеру, Швеция или Норвегия). В тех же США призовые остаются на уровне от $10 до 25 тысяч вот уже более двух десятков лет. Скромно выглядит и Германия с 15 тысячами евро за "золото". А у нас получается, чем больше размер обещанных призовых, тем хуже выступают.

Баснословно высокие призовые – это удел недоразвитых в спортивном отношении стран, одной из которых мы и стали в полной мере в 2000 годах. Значит, не работает правило "бабло решает все". Значит, не все так просто. Наши футболисты, так и не прошедшие на чемпионат мира, доказали в полной мере, что так просто победы в современном спорте не покупаются.

Почему же это правило не работает? Потому что топорные попытки властей купить спортивные победы оказывают мощнейшее демотивирующее действие на спортсменов. Да и проблема с допинговыми скандалами с участием российских спортсменов также порождена во многом этим же. Искушение заработать огромные деньги, попринимав пилюли, оказывается слишком высоким.
Топорные попытки властей купить спортивные победы оказывают мощнейшее демотивирующее действие на спортсменов

Давайте разберемся: какая мотивация существует у спортсмена в достижении максимального спортивного результата? Атлеты выступают за себя, за Родину, за деньги. Когда превалирующей становится мотивация "за деньги", она искажает все остальное. Какая Родина? О чем вы? За себя? Здесь тоже утрата стимулов происходит.

Как говорил итальянский писатель рубежа XIX–XX веков Артуро Граф, "как беден тот, у кого нет ничего, кроме денег". Невозможно в современном спорте одними деньгами создать мотивацию, обеспечивающую олимпийский успех. Даже если дополнительно перед каждым соревнованием устраивать молебны с участием патриарха Кирилла (церковь-то зачем втягивать?!), все равно побед будет все меньше и меньше.

Вы посмотрите, послушайте интервью наших ведущих спортсменов. Светлана Слепцова, которая была нашей главной надеждой в биатлоне, накануне Олимпиады заявила, что будет рада любой медали. Даже Евгений Плющенко выражался накануне старта в том же духе! И с таким настроением наши ведущие спортсмены, которым были обещаны огромные деньги за победы, ехали на главные соревнования четырехлетия? Да они проиграли Олимпиаду еще до ее старта. Спортсмены такого уровня участвуют в соревнованиях, чтобы побеждать. Готовы довольствоваться меньшим? Тогда извините. Тогда победы не приходят.

Еще об одном. А мы уверены сегодня в том, что все наши спортсмены так уж сильно гордятся своей страной? У них есть для этого все основания? Известно, сколь неприглядный сегодня имидж у России в мире. Нам, конечно, это категорически не нравится. Любому нормальному человеку больно и досадно, что так оно и есть. Почему так получилось – отдельный вопрос. Но результаты различных международных социологических опросов говорят, что репутация у страны сегодня, мягко говоря, не блестящая. Было бы наивно полагать, что российские спортсмены все думают с точностью до наоборот. И как в такой ситуации? Мотив "за Родину" будет сильно стимулировать на достижение максимальных результатов?

И все-таки не к спортсменам должны быть претензии. Они, извините, конечно, не винтики, но и не ключевые элементы в системе, которая в целом показывает сегодня крайнюю неэффективность. Претензии к властям, которые создали и поддерживают эту систему.

Вот еще одно сильное доказательство того, что корень наших бед в спорте – это превращение его в заложника удовлетворения амбиций властей и их уверенность в том, что необходимое количество спортивных побед можно просто купить. В уже упомянутой выше ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы" есть специальное приложение, в котором изложены Правила распределения и предоставления субсидий в адрес субъектов Российской Федерации в целях подготовки к Олимпиаде 2014 года в Сочи.

У нас что, в ближайшие годы будет только сочинская олимпиада? Лондон 2012 года не в счет? К Рио-де-Жанейро 2016 года тоже готовиться не обязательно?

Вот оно! Надо всем "нос утереть" в Сочи!

Согласно этим правилам, в соглашении между субъектом Российской Федерации и федеральным ведомством устанавливаются, к примеру, такие целевые показатели, как "общее количество медалей, завоеванное спортсменами, и медалистов сборных команд России по зимним видам спорта по итогам международных соревнований". А вот недостижение установленных показателей является основанием для сокращения (от 10 до 50 процентов) размера субсидии, предоставляемой субъекту Российской Федерации. Все просто: вы нам медали – мы вам деньги. Так что сделанный выше вывод, что "почему-то" у властей сегодня возобладало мнение, будто необходимое количество медалей можно купить, подкрепляется прямой записью в основном программном документе, касающемся развития спорта в стране.

Следует отметить, что ежегодные номинальные расходы федерального бюджета по строке "физическая культура и спорт" с 2000 по 2009 год выросли с 830,4 млн рублей до 14,9 млрд рублей (почти в 18 раз!). И это далеко не все бюджетные траты по данному направлению. Несмотря на это, вам приведут массу примеров того, что денег не хватает. "Где деньги, Зин?" Почему эффективность расходования средств оказывается чрезвычайно низкой? Да потому что заниматься тяжелой, муторной работой по сохранению и развитию спортивных школ, по формированию по-настоящему отвечающей современным требованиям материальной базы и т. п. в условиях нынешнего подхода властей к спорту никто не будет. Это попросту не надо. Но тогда и будем иметь соответствующие результаты на крупнейших спортивных состязаниях.

Изменят ли власти отношение к спорту? Честно говоря, не верится. Уже сегодня нагнетается ажиотаж вокруг Сочи.

В 1980 и 1984 годах на Олимпиадах в Москве и Лос-Анджелесе спортсмены США, Советского Союза и многих других стран стали заложниками игр политиков, их амбиций, непрофессионализма и безответственности. Эти спортсмены были вынуждены не участвовать в играх из-за бойкотов, объявленных политиками. Мечты спортсменов, их годы тяжелейших тренировок оказались напрасными.

Ситуация с российскими спортсменами последних лет на самом деле немногим отличается от того, что было более четверти века назад. Многие из них могли бы стать олимпийскими чемпионами и призерами игр. Но не стали. Не их вина. Это их беда. Но спасибо тем, кто все-таки смог!
XS
SM
MD
LG