Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о процессе по делу "ЮКОСа"


Михаил Ходорковский и Платон Лебедев
Михаил Ходорковский и Платон Лебедев
Адвокаты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева считают, что второе уголовное дело против них должно быть прекращено, поскольку обвинение противоречит позиции России, заявленной в Европейском суде по правам человека. В письменном заявлении, которое защита подала в понедельник в Хамовнический суд Москвы отмечается, что Ходорковского и Лебедева обвиняют в хищении чужого имущества. Однако в разъяснении, которое Россия представила Страсбургскому суду по иску иностранных акционеров ЮКОСа говорится, что компания была собственником всей добытой нефти.

Владимир Кара-Мурза: Допрос экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского в Хамовническом суде Москвы по второму уголовному делу в отношении него запланирован на 6 апреля. После того, как он даст показания, вопросы ему смогут задать участники процесса. Представление доказательств в понедельник защита Ходорковского и Лебедева начала с попытки отвода всей команды прокуроров. Адвокат Платона Лебедева Владимир Краснов обосновал эту просьбу тем, что четверка участвующих в деле гособвинителей продемонстрировала в процессе предвзятость и необъективность, корпоративное единомыслие, допускала нарушение закона, которые переходят все мыслимые и немыслимые пределы. Гособвинитель Валерий Лахтин заявил, что оснований для отвода представителей прокуратуры не имеется, суд с мнением прокурора согласился, отвод отклонил. Хамонический суд Москвы к следующему заседанию возобновит трансляцию процесса по делу экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. В зал для журналистов с ходатайством о возобновлении трансляций из зала суда обратились адвокаты подсудимых. Это ходатайство суд сначала отклонил, аргументировав свое решение тем, что не располагает соответствующими техническими возможностями для ведения трансляции, а потом признал. О том, сумеет ли Михаил Ходорковский и Платон Лебедев превратить процесс по делу ЮКОСа в суд над своими гонителями, мы говорим с адвокатом Михаила Ходорковского Вадимом Клювгантом и корреспондентом "Новой газеты" на процессе в Хамовническом суде Верой Челищевой. Какая сегодня атмосфера царила в зале Хамовнического суда?
Сегодня был в зале суда аншлаг, пришло очень много человек

Вера Челищева: Сегодня был в зале суда аншлаг, пришло очень много человек, в том числе родственники подсудимых, в том числе зрители и, конечно, большое количество журналистов, которых не было, когда представляла свои доказательства сторона обвинения, то есть они были, но очень мало. И поэтому мест даже не хватило, и кто-то остался за дверью, в том числе представители СМИ. Поэтому первым делом защита заявила ходатайство о возобновлении трансляции процесса, прерванную по просьбе тех же прокуроров. Результат был известен, только вечером мы узнали, что все-таки Мосгорсуд возобновляет трансляцию процесса.

Владимир Кара-Мурза: Вы сегодня заявили сразу несколько отводов, чем вы их мотивировали?

Вадим Клювгант: Мы мотивировали их тем, что произошло за год с лишним того этапа, который называется представлением доказательств стороной обвинения, на самом деле никаких доказательств никто не услышал, не увидел, не только доказательств, но даже факта того, что что-то пропало из того, что перечислено в обвинении, даже из того, что там не перечислено – нефть, акции, деньги, все, что угодно, ничего этого нет. Вместо этого происходили две вещи: первое – зачем-то пытались доказывать то, с чем никто не спорит, что была большая компания ЮКОС, она вела большой бизнес и добывала нефть, продавала нефть, управляла активами, и все это бесспорно, в этом нет признаков преступного. А для того, чтобы придать большому и нормальному бизнесу, прозрачному совершенно, видимость преступного, была масса фальсификаций, передергиваний, лжи или недоговорок, то есть прямой лжи, косвенной лжи. Это делалось прокурорами, которые в процессе выступают от имени государства, к сожалению, и все это делалось при потворстве, попустительстве, вмешательстве, как минимум, суда. Этого накопилось столько, что приходилось существенно сокращать текст заявлений об отводе, оставляя самое важное.

Владимир Кара-Мурза: Валерий Борщев, бывший депутат Государственной думы, член Московской Хельсинской группы, внимательно следит за происходящим в Хамовническом суде.

Валерий Борщев: Я был на нынешнем процессе по делу ЮКОСа, слышал выступления прокуроров обвинительные, слышал прекрасную защиту и со стороны Лебедева, и со стороны Ходорковского. И мне, как и всем присутствующим в зале, была совершенно очевидна беспомощность обвинителей и серьезная позиция Ходорковского и Лебедева. Если говорить по делу, то несомненно дело рассыпается. Не услышал я ни одного серьезного довода в пользу обвинений. Да и свидетели в сущности становились не свидетелями обвинения, а свидетелями защиты. Все это для нас очевидно. Решен ли вопрос заранее? Не знаю. Тот случай, когда я так твердо сказать не могу.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.
XS
SM
MD
LG