Ссылки для упрощенного доступа

Профессор Юрий Федоров – о принципах разоружения


Ракет у России и США после подписания договора по СНВ должно стать значительно меньше.
Ракет у России и США после подписания договора по СНВ должно стать значительно меньше.
Российская сторона сопроводила подписание в Праге договора по сокращению стратегических наступательных вооружений отдельным заявлением о том, что выйдет из этого договора, если произойдет "качественное и количественное наращивание возможностей систем противоракетной обороны США".

Более того, в начале текста договора говорится об определенной связи между наступательными и оборонительными системами. Для Радио Свобода эту зависимость комментирует приглашенный профессор Лондонского аналитического центра Чэтэм-Хаус Юрий Федоров:

– При подготовке переговоров российская позиция заключалась в том, чтобы увязать договор по наступательным вооружениям с достаточно жесткими ограничениями возможной американской системы оборонительной системы – ПРО. Российские военные используют вопрос о ПРО для того, чтобы продвигать и навязывать свои собственные взгляды, свои интересы, иногда достаточно далекие от разоружения. Но если говорить конкретно о том договоре, который мы сегодня обсуждаем, то в его преамбуле сказана достаточно банальная вещь: наступательные и оборонительные системы или стратегические вооружения взаимосвязаны друг с другом. И это – очевидная вещь, в мире все друг с другом взаимосвязано. На самом деле американская сторона не взяла на себя каких бы то ни было обязательств относительно того, чтобы ограничивать свои программы в области ПРО, испытания соответствующих систем, их разработку. Это для США вопрос принципиальный. Но здесь хотелось бы уточнить одну вещь. Американские системы ПРО, по крайней мере, те, которые сегодня разрабатываются, предназначены не для того, чтобы перехватывать российские боеголовки, если, упаси Боже, дело дойдет до этого. Они предназначены и технически способны перехватить только очень простые, примитивные боеголовки или боезаряды первого поколения, которые могут быть размещены на иранских или северокорейских ракетах.

Что же касается заявления Российской Федерации относительно ПРО, в котором говорится, что договор может быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей систем ПРО США, то это заявление сделано в расчете на внутреннюю аудиторию. В расчете на тех людей в российском политическом истеблишменте и в военном командовании, которые по тем или иным причинам настаивали на такой жесткой увязке оборонительных и наступательных систем. Это сделано для того, чтобы успокоить ту часть российского политического спектра, которая, честно говоря, не очень хочет улучшения отношений с США и не хотела бы иметь подписанный вчера договор.
XS
SM
MD
LG