Ссылки для упрощенного доступа

Стариками подопрут экономику?


Дожить до пенсии в России, скорее всего, станет сложнее
Дожить до пенсии в России, скорее всего, станет сложнее
Помощник президента Аркадий Дворкович заявил, что следует рассмотреть вопрос об увеличении в стране пенсионного возраста. Эксперты сомневаются в политической готовности государства принять такое решение, хотя с экономической точки зрения считают его практически неизбежным.

"Мне кажется, что время пришло и не стоит обманывать себя, что люди не готовы. Они готовы", – заявил помощник президента, предлагая повысить в России пенсионный возраст. Напомним, что сейчас возраст выхода на пенсию для женщин составляет 55 лет и 60 лет для мужчин.

Предложение Дворковича, очевидно, обусловлено экономическими проблемами в стране. Государство заявляет о новых этапах индексирования пенсий, но денег для этого катастрофически не хватает. Только в 2010 году, по данным Минфина, дефицит Пенсионного фонда составит более 1 триллиона рублей. Увеличивать же отчисления работодателей в фонд государство не может – налоговая нагрузка на них, по словам главного экономиста инвестиционного холдинга "Финам" Александра Осина, сейчас и так достаточно высока.

– Налоговая нагрузка на российские компании, по официальной статистике составляющая около 30 процентов, может быть и невелика. Но есть другие оценки, свидетельствующие, что она неоднородна по секторам рынка. Применительно к некоторым отраслям называется, например, цифра 40 процентов. Для сравнения, в Китае налоговая нагрузка на бизнес – 25 процентов, – отмечает Осин.

Проблемы с пенсионными отчислениями происходят на фоне ухудшающейся демографической обстановки в стране. Сейчас на 68 миллионов занятых приходится почти 40 миллионов пенсионеров, из числа которых 30 миллионов получают пенсии по старости. Иначе говоря, как утверждает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков, работающее население пенсионеров прокормить уже не в состоянии.

– Проблема усиливается в связи с демографическими трендами. Один из них – повышение доли пенсионеров в общей численности населения, и, соответственно, повышение нагрузки на работоспособную часть населения. Это дает основание с достаточно большой озабоченностью думать о том, что будет в ближайшие 3-10 лет, – поясняет свою мысль Поляков.

Власти сейчас пытаются всячески рекламировать институт добровольного пенсионного страхования, убеждая граждан в необходимости заранее заботиться о своей старости. Могут ли такие программы решить проблему? Александр Осин в этом сомневается.

– Что значит – добровольное пенсионное страхование? Это значит, что государство фактически перекладывает возросшие риски на население. Государству нужно создавать низкую инфляционную среду. И в этих условиях обеспечивать возможность получения стабильных пенсий с учетом инфляции, а не заставлять население вкладываться в высокорискованные активы. Это не меняет структуру экономики – она по-прежнему остается подверженной инфляционным рискам, поскольку государственные инвестиции не обеспечивают перевооружение и модернизацию, и, соответственно, снижение инфляции, – подчеркивает Осин.

В этих условиях, заявляют эксперты, у государства не остается иного выхода, как увеличивать сроки выхода людей на пенсию. Причем их не смущает тот факт, что сейчас средняя продолжительность жизни российских граждан, прежде всего – мужчин, ненамного превышает пенсионный возраст. Поляков приводит цифры, свидетельствующие в пользу того, что этот демографический тренд вроде бы поменялся.

– Ожидаемая продолжительность жизни мужчин все-таки увеличилась на три года (в 2003-2004 годах она составляла 58,6-58,9 года; сейчас – 61,8 года). Если судить по тому, какой была смертность в последние два года, ожидаемая продолжительность жизни, скорее всего, будет увеличиваться, – рассуждает Поляков.

Но Осин сомневается, что повышение пенсионного возраста граждан поможет улучшить финансовое обеспечение пенсионеров. Для этого, по его словам, в стране должна быть совсем другая экономика.

– Не думаю, что это будет принципиальное решение вопроса. Допустим, недавно Сергей Степашин, глава Счетной палаты, говорил, что от продажи алкоголя Советский Союз получал 30 процентов доходов бюджета – это 3 триллиона рублей. Вот решение проблемы! А что бюджет получит за счет увеличения пенсионного возраста?

При этом надо учитывать, что российская экономика развивается очень неоднородно. Средства, которые получают богатые отрасли, фактически не перераспределяются бедным отраслям. Получается структурный дисбаланс в экономике, где фактически растут только сырьевые секторы и спекулятивные отрасли, например, девелопмент или розница.

Нужно поднимать экономику в целом, а какими-то точечными методами вроде повышения пенсионного возраста проблему не решить. На мой взгляд, это – "тришкин кафтан", – восклицает Осин.

Тем не менее, как прогнозирует Поляков, в ближайшие полтора-два года власти вплотную подойдут к необходимости увеличения возраста выхода на пенсию работающих ныне граждан, в первую очередь, мужчин.

– Их пенсионный возраст, по-видимому, будет увеличиваться ступенчато – сначала до 62 лет. При этом для начала возьмут наиболее благоприятные регионы – Москву, еще несколько субъектов Федерации в Приволжском округе. Депрессивные регионы, естественно, трогать не будут – там повышение пенсионного возраста было бы сейчас преждевременно.

Для женщин же повышение пенсионного возраста будет не столь значительным. Если в перспективе пенсионный возраст для мужчин сделают 65 лет, то женщинам, возможно, все-таки – 57-58 лет. Но это в 15-летней перспективе, – подытоживает свои рассуждения Поляков.
XS
SM
MD
LG