Ссылки для упрощенного доступа

ЦБ – против "выгодных" депозитов


Ставки по валютным вкладам станут ниже
Ставки по валютным вкладам станут ниже
Центробанк вслед за ограничением ставок по вкладам в рублях намерен добиться их снижения и по валютным депозитам – соответствующие рекомендации уже получили отдельные коммерческие банки. Эксперты, не считая эту инициативу рыночной, тем не менее, ее поддерживают.

На днях несколько московских и региональных банков, как сообщает газета "Коммерсант", получили письма от местных управлений Центробанка с рекомендацией снизить "нерыночные" ставки по вкладам частных лиц в валюте. Борьбу с повышенным уровнем ставок, но по рублевым депозитам, регулятор начал еще весной 2009 года, обязав тогда кредитные организации ориентироваться на средний максимальный показатель ставки в десяти российских банках, крупнейших по объему привлеченных депозитов. С июля прошлого года он снизился почти на 5 процентных пунктов – до 10,13 процента годовых.

Теперь дело дошло и до валютных вкладов. Центральный банк не сообщает рекомендуемую величину ставки по ним, называя лишь завышенным уровень от 7 до 8 процентов годовых. Аналитик инвестиционной компании UniCredit Securities Рустам Боташев отмечает, что ЦБ разослал письма не во все банки:

– Видимо, только в те, где ставки по валютным вкладам были очень высокие. Очевидно, что высокие ставки по вкладам – неважно, рублевым или валютным – увеличивают риски этих банков, потому что проценты по кредитам сегодня падают. То есть для того, чтобы оправдывать эти высокие депозитные ставки, банкам придется вкладывать в высокорискованные активы, увеличивая свой риск. И Центробанк как регулятор старается этого избежать.

С тем, что повышенные ставки по вкладам, в том числе и валютным, делают банковский бизнес более рискованным, согласен и аналитик ВТБ Капитала Дмитрий Дмитриев:

– Если банк привлекает депозиты под такие ставки, это значит, что он должен как-то эти средства использовать, то есть кому-то выдать кредит по более высокой ставке, чтобы маржа между кредитом и депозитом покрывала расходы банка и те риски, которые банк на себя берет – ведь должники не всегда долги возвращают. Кому можно выдавать валютные кредиты? Компаниям, которые имеют валютную выручку. Это, как правило, крупные компании-экспортеры, которые сейчас могут привлекать средства за границей под более низкие ставки. Поэтому понятно, что они не возьмут валютные кредиты небольших российских банков под высокую ставку, – поясняет Дмитриев.

Исходя из этого, Центральный банк предлагает российским банкам в политике определения ставок по валютным вкладам ориентироваться на двадцатку крупнейших банков страны – без учета государственных Сбербанка и ВТБ. У них сейчас уровень этих ставок составляет в среднем от 2 до 4 процентов годовых. Но для других кредитных организаций, по словам Боташева, величина ставки может быть несколько выше:

– Все же зависит от рисков. Если вы пойдете со своими долларами в "дочку" какого-нибудь иностранного банка, как правило, вы получите 2-3 процента годовых. Но я думаю, что порядка 5-6 процентов по валютным вкладам – это разумные ставки.

В целом эксперты – несмотря на кажущийся антирыночный характер – считают действия Центробанка правильными. Дмитриев отмечает, что на этот счет есть две точки зрения:

– Одна них чисто рыночная: рынок, так или иначе, все сам должен регулировать. Если банки платят высокие ставки, наверное, у них рано или поздно начинаются проблемы, они с рынка просто уходят. Но, к сожалению, в данном случае требуется существенное время, чтобы эти рыночные механизмы сработали.

Кроме того, последствия этих рыночных механизмов, как правило, очень негативны для сектора в целом и, во-вторых, за эти последствия приходится расплачиваться так или иначе государству или, скажем так, хорошим участникам рынка, тем, кто эти риски на себя не брал. В особенности если учесть, что существует система страхования вкладов – в нее деньги кладут все, но платят из нее только вкладчикам банков, которые вели слишком рискованную политику. Поэтому в определенном смысле регуляторы здесь правы, – заключает Дмитриев.

Вполне объяснимыми называет рекомендации главного банковского регулятора страны и Боташев. Необходимость подобных действий, по его словам, диктует нынешняя ситуация на финансовых рынках:

– Средние ставки падают по вполне понятной причине, поскольку падает стоимость денег. Сейчас, я думаю, банки даже плачут от того, что набрали полгода или год назад рублевые вклады по высоким ставкам. Они даже вводят ограничения на пополнение этих вкладов, поскольку сейчас под высокий процент их разместить не могут.

То же самое, очевидно, происходит и с валютными вкладами. Поэтому если какие-то банки выбиваются из общей картины, привлекая валютные вклады под высокие проценты, соответственно, возникает вопрос: куда они смогут эти деньги вложить? Очевидно, что только в более рискованные активы. И, соответственно, регулятору это не нравится, – поясняет Боташев.

Аналитики предполагают, что резкое снижение ставок по валютным вкладам может привести к заметному их оттоку из банковского сектора или, в лучшем случае, к конвертации в рублевые депозиты. Однако, по словам Дмитриева, последние действия ЦБ лишь отчасти ускорят этот объективный процесс:

– В принципе это будет стимулировать процесс. Но в целом этот переток вызван экономическими соображениями. Ставки по рублям, как правило, были всегда выше, чем по валюте, а сейчас – особенно, учитывая денежную политику развитых стран – США и еврозоны. В то же время рубль в условиях стабильных цен на энергоносители – достаточно стабилен. Поэтому этот переток экономически вполне оправдан.
XS
SM
MD
LG