Ссылки для упрощенного доступа

Судьба задержанного в Киргизстане журналиста и основателя ПР-фирмы Вугара Халилова по-прежнему не ясна


Ирина Лагунина: 12 апреля в Бишкеке был задержан журналист, в прошлом корреспондент Радио Свобода и Би-Би-Си, а ныне владелец собственной ПР-фирмы в Киргизстане Вугар Халилов, что выяснилось только 19 апреля и о чем мы рассказывали в начале недели. Все это время гражданин Великобритании Халилов находился, и по-прежнему находится, в следственном изоляторе Службы безопасности Киргизстана. Ему вменяется в вину деяние по статье 183 часть третья Уголовного кодекса Киргизской республики – то есть легализация денежных средств, полученных незаконным путем. Его адвокат утверждает, что пострадал он из-за того, что оказывал пиар-услуги, в том числе поддерживал сайт компании MGN group, руководитель которой Евгений Гуревич был связан с сыном беглого президента Курманбека Бакиева. В течение 10 дней Халилову не давали встретиться с адвокатом, а его родственники ничего не знали о его местонахождении. Первая встреча произошла в среду. Продолжим сегодня разговор с адвокатом Артемом Ивановым. Артем Юрьевич, с тех пор вы его больше не видели, вам дополнительных встреч не давали?

Артем Иванов: Нет, не удалось, поскольку прокуратура города Бишкек не дает разрешения.

Ирина Лагунина: А чем мотивирует прокуратура?

Артем Иванов:
Ничем. Я обращался письменно. Но у нас, согласно нашего законодательства, срок рассмотрения заявления 10 дней.

Ирина Лагунина: Но, насколько я понимаю, у адвоката есть права присутствовать в том числе во время допросов. Какие-то следственные действия ведутся сейчас?

Артем Иванов: Никаких следственных действий в данный момент не производится. Согласно нашего законодательства адвокат имеет право видеться со своим подзащитным без ограничения времени и количества раз, а не только на допросах.

Ирина Лагунина: Но как это соотносится, с одной стороны вы можете встречаться с ним, когда угодно, без ограничения, с другой стороны вам нужна на это санкция прокурора?

Артем Иванов: Такая установилась практика в Киргизской республике, что для того, чтобы попасть в СИЗО, необходимо разрешение органа, осуществляющего расследование. Хотя по закону мне такое разрешение не требуется.

Ирина Лагунина: Официально он взял кредит в банке по льготной ставке?

Артем Иванов: Никакой льготной процентной ставки не было. Ставка составляла 24% годовых, которые являются не самой низкой в Киргизстане.

Ирина Лагунина: Какие вообще процентные ставки в Киргизстане?

Артем Иванов: От 18 до 26%.

Ирина Лагунина: То есть процентная ставка 24 – это даже ближе к верхней границе?

Артем Иванов: Совершенно верно.

Ирина Лагунина: Что вы дальше намерены делать? Вы ждете решение прокурора?

Артем Иванов: Нет, мною обжалуются все эти незаконные действия как в вышестоящие инстанции, органы генеральной прокуратуры, так и в судебном порядке.

Ирина Лагунина: Судебная власть в Киргизстане, скажем, до беспорядков была независимой или она подчинялась больше бывшему президенту?

Артем Иванов: Я не думаю, что было вмешательство со стороны президента, поскольку судебная власть у нас все-таки независимая. Конечно, определенное давление оказывалось, но о таких фактах мне лично неизвестно.

Ирина Лагунина: То есть сейчас суды по-прежнему независимы от новых властей и вообще от в принципе от законодательной и исполнительной ветвей власти?

Артем Иванов: Да.

Ирина Лагунина: Мы беседовали с адвокатом Вугара Халилова Артемом Ивановым. Почему Вугар Халилов вообще решил поехать в Киргизстан и открыть там свою фирму, которой, кстати, больше не существует, потому что все документация изъята, офисы опечатаны, а люди просто изгнаны с рабочих мест. Это – вопрос брату Вугара Азеру Халилову.

Азер Халилов: Он, как известно многим, является профессиональным журналистом, он проработал в области журналистики, радиожурналистики последние 20 лет, начав работать на радиостанции Свобода, русской редакции, далее продолжил эту деятельность с радиостанцией Би-би-си, тоже русской редакцией, русской службой.

Ирина Лагунина: Азер, я вас сейчас перебью, потому что у нас в архиве сохранился его репортаж за несколько дней до разгона Белого дома в Москве в 93 году. Давайте послушаем отрывок.

- Сколько все-таки регионов поддерживает президента России Бориса Ельцина, а сколько симпатизируют Александру Руцкому и депутатам Съезда советов? Ответ на этот вопрос наш корреспондент Вугар Халилов пытался получить в ответственного работника администрации президента Антона Федорова.

Вугар Халилов: Представительные органы 46 регионов России высказались против указа президента Ельцина, 11 поддержали, сообщил в беседе со мной Антон Федоров, заместитель начальника управления по работе с территориями, представителями президента Российской Федерации, связям с Верховным советом России. По его данным, представители 15 регионов не определили свои позиции, а в 17 региона сессия советов вырабатывает отношение к указу Ельцина. При этом не существует никакой закономерности в территориальном распределении сторонников и противников президента России.

Антон Федоров: Закономерность тут одна. По сути дела конфликт, имевший место между властями на федеральном уровне, он с этим указом сместился вниз на один уровень, сегодня он существует там.

Вугар Халилов: Касаясь отношений субъектов федерации и федеральных органов Антон Федоров исключил возможность дезинтеграции России при условии ожесточения борьбы между ветвями власти.

Ирина Лагунина: Азер, когда и почему ваш брат уехал в Бишкек?

Азер Халилов: Он туда поехал как журналист, уехал он в Бишкек в феврале 2009 года, то есть в прошлом году. Просто он решил как бы свои профессиональные качества, заработанные в области журналистики, трансформировать в другую область – в пиар. И в основе его деятельности, естественно, лежали его журналистские навыки, способности, видение, он создавал вэб-сайты, вэб-дизайн. То есть он согласно веянию времени переключился на новую технологию. И у него это было возможностью для собственного профессионального развития. Но, понимаете, пиар-агентства, я так понимаю, это агентства, которые предлагают услуги, как и любая другая сфера услуг. И если этими услугами пользуются клиенты, которые имеют не очень хорошую репутацию или могут впоследствии в результате определенных событий оказаться в роли клиентов или в роли лиц юридических или физических с нехорошей репутацией, то, я думаю, что это не ответственность того, кто оказывает услуги. Вряд ли можно было сейчас арестовать заведующего ресторана или шеф-повара ресторана, в котором любил обедать кто-либо из деятелей правительства, которых сейчас считают плохими людьми, бяками. Самое главное, я понимаю, чтобы клиент был законным. Если он зарегистрирован, если он официально действует в этой стране, если его не разыскивают, то, видимо, этот клиент имеет право на оказание услуг. Так что, я думаю, что здесь Вугара осуждать или упрекать за то, что он оказал услуги компаниям, которые ассоциируются с какими-то силами, которые, кстати, до этих событий были законными, вообще говоря, звучит несколько абсурдно.

Ирина Лагунина: Вы начали кампанию в поддержку Вугара в Facebook, сколько сейчас на данный момент людей подсоединилось и с каких регионов мира?

Азер Халилов: Я бы сказал, что из многих, если не сказать, со всех, из многих регионов мира. Количество людей, число людей, которые поддерживают и выражают свою поддержку Вугару, оно день ото дня растет. По крайней мере, сейчас больше, чем 175 человек, хотя пару дней назад там было всего 22 человека.

Ирина Лагунина: Мы беседовали с братом Вугара Халилова Азером. Обеспокоенность судьбой Халилова уже выразило посольство Великобритании в Казахстане и Киргизстане. О его аресте сообщили агентство «Associated press», американская телекомпания FOX, не говоря уже об азербайджанских средствах информации и Би-Би-СИ. Озабоченность возможной политической подоплекой, стоящей за арестом, высказала расположенная в Париже международная правозащитная организация «Репортеры без границ».
XS
SM
MD
LG