Ссылки для упрощенного доступа

Украина: 50 дней Януковича - ощущение ухода


Ирина Лагунина: Бывший содокладчик Мониторингового комитета Парламентской Ассамблеи Совета Европы по Украине Ханне Северинсен убеждена, что ПАСЕ должна возобновить мониторинг Украины, где после смены власти наблюдается свертывание демократии. О начале политических репрессий и стремлении руководства страны перечеркнуть все достижения Оранжевой революции заявляет украинская оппозиция. Куда движется Украина? Как оценивают действия новой власти правозащитники, журналисты, общественные деятели? Какие ощущения движут сейчас людьми? Рассказывает наш корреспондент в Киеве Владимир Ивахненко.

Владимир Ивахненко: Одним из главных завоеваний Оранжевой революции на Украине называют свободу слова. После того, как на президентских выборах победил Виктор Янукович и кресла в правительстве заняли его соратники по Партии регионов, из телеэфира начали исчезать политические программы, а лидер оппозиции, экс-премьер Юлия Тимошенко стала нежелательной персоной на центральных телеканалах, где власти, как заявляют журналисты, вводят цензуру.
Защитить свободу слова на Украине призвала недавно в открытом письме к главе государства международная организация «Репортеры без границ». Слово – руководителю Киевского независимого медиа-профсоюза Юрию Луканову:

Юрий Луканов: Ситуацию с украинскими СМИ нужно рассматривать в контексте общих политических процессов, которые происходят в Украине. Главное то, что новый президент Янукович пытается подражать своим московским коллегам, кремлевским коллегам и пытается создать единую вертикаль власти, как и они, создать суверенную демократию, конечно, это не декларируется. Соответствующим образом тоже взять под контроль средства массовой информации. Это не делается так откровенно, в лоб, тупо и так далее, тем не менее, тенденции такие наблюдаются. Почему журналисты по этому поводу встревожены. Я думаю, что у журналистов есть опыт 2004-2005 годов, когда они выступали с массовыми протестами против попыток ввести цензуру, ограничить свободу слова. Нельзя исключать, что тоже будут происходить подобные вещи.
Если говорить сугубо внешне, то просто нынешние проявления внешне похожи на то, что было при президенте Ющенко. Милиция либо бьет журналистов во время исполнения служебных обязанностей, либо закрывают глаза на то, что их бьют, что тоже нарушение украинских законов. Но если говорить о содержательной части на каналах, то видно, что каналы стали гораздо более лояльны к власти, гораздо менее критичны. Тимошенко не зря говорит о том, что ее не пускают на каналы и не подают о ней информации. То есть информация идет о ней, но тем не менее, это отнюдь не то, что было при президенте Ющенко, когда оппозиция имела совершенно свободный доступ до средств массовой информации и могла озвучивать свою точку зрения. Сейчас либо Тимошенко действительно не пускают в эфир, гораздо меньше, либо каких-то второстепенных оппозиционеров приглашают, либо пытаются создать ручную оппозицию.

Владимир Ивахненко: Ряд общественных организаций признали врагом прессы Генерального прокурора Украины Александра Медведько. В чем его вина? Ведь он полностью зависит от действующего президента Януковича?

Юрий Луканов: Это одиозная фигура, поскольку в прошлом году он был признан врагом прессы номер один, киевский независимый профсоюз определял и Институт массовой информации, медиа-профсоюз, которым я руковожу. Прокурор Медведько ни разу на все наши обращения и не только наши, журналистов, когда они обращались к нему с требованием прекратить действия против журналистов, направленные на ограничение их профессиональной деятельности, что есть нарушение украинского законодательства, ни разу прокурор Медведько не отреагировал на эти требования.

Владимир Ивахненко: По словам директора Института философии, академика Мирослава Поповича, очевидно, что новые украинские власти нацелены на окончательный демонтаж достижений Оранжевой революции.

Мирослав Попович: В общем-то сопротивление средств массовой информации продолжается и отдельные успехи даже есть. Но в целом, конечно, ситуация грустная. Крупнейшие телевизионные компании перешли в частные политические четко ориентированные руки и можно сказать, что мы находились давно уже в ситуации угасания свободы слова. А свобода слова, у нас вся демократия к этому и сводилась. Потому что условий для того, чтобы защитить права и свободы человека в Украине никогда особо больших не было. Сейчас мы, конечно, пожинаем плоды и уже можно видеть, как быстро меняются вкусы хозяев.

Владимир Ивахненко: Президентская команда стремится не только взять под контроль средства информации, но и переписать учебники истории. Из них должны быть вычеркнуты или же сведены к минимуму события Оранжевой революции.
Несмотря на массовые протесты студенческих и молодежных организаций, на посту министра образования и науки остается Дмитрий Табачник. Руководителя этого ведомства обвиняют в украинофобии и отмене реформ его предшественника, призванных избавиться от коррупции в системе образования, отмечает глава Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров.

Евгений Захаров: Фактически имеются явные намерения отказаться от внешнего независимого тестирования абитуриентов. Уже в этом году за три месяца до начала экзаменов фактически ввели возможность сдачи экзаменов прямых, открыли курсы при вузах. И ректоры это радостно приветствовали, эту политику, поскольку это опять возвращает возможность коррупционных действий и получения взяток.

Владимир Ивахненко: Евгений Захаров также обращает внимание на то, что пришедшие к власти политики рассматривают правоохранительные органы исключительно как инструмент в борьбе со своими оппонентами.

Евгений Захаров: Все проекты, которые были в МВД и которые касались соблюдения прав человека, все эти проекты фактически сейчас уничтожены. Ликвидировано управление мониторинга соблюдения прав человека в деятельности МВД, которое мы создали два года назад, которое оказалось очень успешным, оно было превенцией нарушений. Уволено уже 27 региональных работников этого управления, которые были вместе с общественными правозащитными организациями эту превенцию и осуществляли. Кроме того те проекты мониторинга прав человека в местах лишения свободы, которые были и проекты общественного контроля в виде общественных советов, сейчас они фактически приостановлены. Отчетливое ощущение возникает, что новая администрация хочет использовать милицию в случае протестных акций для того, чтобы их пресекать, что уже наблюдалось неоднократно в Киеве за последнее время. И вот это, по-моему, действительно реальная угроза.

Владимир Ивахненко: За пятьдесят дней своего правления Виктору Януковичу удалось переписать все то, что сделал прежний президент Виктор Ющенко за пять лет. Янукович заявил в Европе (на заседании Парламентской Ассамблеи в Страсбурге), что Голодомор при сталинском режиме не был геноцидом украинцев, отказался от планов вступления в НАТО, навечно оставил, как утверждает оппозиция, российский Черноморский флот в Севастополе и пообещал Москве ряд серьезных экономических уступок.
Политика четвертого украинского президента, подчеркивают эксперты, может привести к углублению раскола страны и превращению ее в такое же государство, как соседняя Белоруссия. Продолжает Мирослав Попович:

Мирослав Попович: Есть, конечно, существенное отличие. В Белоруссии оппозиция всегда была очень слабой. В России она разгромлена просто, а в Украине, как никак, все-таки более 40% голосовали за Юлию Тимошенко и это факт. Это отражает непрочность победы на выборах президента и отражает большие неприятности, которые могут быть вследствие необдуманных дальнейших шагов Януковича и его правительства. В принципе, шаги, которые предпринимает новое руководство Украины, вызывают скорее удивление, потому что ничего не сделано для того, чтобы укрепить свою собственную политическую базу.

Владимир Ивахненко: После того, как украинцы почувствовали вкус демократии, вряд ли они долго будут спокойно наблюдать за тем, как Украина становится авторитарным государством, говорит журналист Юрий Луканов.

Юрий Луканов: Мне кажется, что все-таки хоть и слабое у нас гражданское общество, но уже как-то начало себя проявлять, и посему, скорее всего, здесь будет киргизский вариант. Может быть, не такой жесткий, но, тем не менее, будет киргизский вариант, чем мы все заткнемся и будем спокойно наблюдать за тем, что нам вещает батька Янукович.

Владимир Ивахненко: Впрочем, академик Мирослав Попович убежден, что развитие событий по киргизскому сценарию на Украине невозможно.

Мирослав Попович: Нет, киргизский вариант невозможен совершенно. Конечно, ничего подобного нет и не будет. Великого украинского погрома не будет – это совершенно ясно. Но может быть очень длительный период раскачивания и период выбора новых лидеров. Новые лидеры не появятся в ближайшее время и нужно рассчитывать на старую оппозицию. Если только будет разгромлена украинская оппозиция, считайте, что мы уже в ситуации современной России или Белоруссии. Но это по существу дело не так, потому что есть очень эффективное общественное мнение, с которым придется считаться, хотя нынешнее руководство не представляется таким, что о нем говорят, и приспосабливается к общественному мнению. Я думаю, что Украина будет тем камушком, которым подавится любой претендент на авторитарное государство. Хотя такая угроза есть, и все случиться может.

Владимир Ивахненко: А вот как комментируют действия новой власти обычные граждане на улицах Киева.

- Как-то со свободой слова у нас становится хуже.

- Пока что-то сказать конкретно сложно. Пока повышения зарплаты нет, а цены потихоньку ползут вверх.

- Показывают по телевизору, что людей сажают в машины и увозят. Но я считаю, что заслуга Ющенко есть в том, что свободы слова стало больше.

- Это вообще нонсенс, что они пришли к власти. Просто за народ обидно, что такой пассивный украинский. По принципу "моя хата с краю, ничего не знаю". А "оранжевые", то, что они все время ссорились и никак не могли придти к общему знаменателю – это печально. А то, что ждет Украину, трудно сказать. Я не думаю, что Янукович такой, как Лукашенко. Лукашенко более достойный представитель для своих людей. А здесь больше для себя человек старается.

Владимир Ивахненко: Перечеркивают ли нынешние украинские власти достижения "оранжевой революции"?

- Я не могу сказать.

-Нет, я так не считаю. Нам нравится то, что новая власть предпринимает. Связь с Россией, сближение и по линии экономики, улучшение экономических дел.
Я частный предприниматель, я жду карательных функций всяких. Зная Азарова, нашего премьер-министра, он начал налоги, бюджет, как он говорит, собирать надо, собирает, к сожалению, репрессивными методами.

Владимир Ивахненко: К чему это может привести? Верите в новый майдан?

- В майдан, не знаю. Я так думаю, людей должны побить по голове год-два. Я не могу сказать, что Юлия Владимировна идеал политика, но по крайней мере, то, что сейчас – это тотальный режим.

Владимир Ивахненко: Такие оценки нынешней власти дают киевляне на улицах украинской столицы.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG