Ссылки для упрощенного доступа

Теракты: ощущение беззащитности


Цветы на станции "Лубянка" в память о жертвах теракта.
Цветы на станции "Лубянка" в память о жертвах теракта.
7 мая в Москве поминают погибших во время террористических актов на станциях метро "Лубянка" и "Парк культуры".

Утром у Соловецкого камня прошел траурный митинг, в котором, по разным данным, участвовали до двух тысяч человек. В течение всего дня люди несут цветы и свечи на станции метро, где 29 марта прогремели взрывы, унесшие жизни сорока человек. Почти сто пассажиров получили ранения. До сих пор в столичных клиниках остаются 12 пострадавших, двое из них в тяжелом состоянии. Социологи отмечают, что россияне не верят в то, что спецслужбы и правоохранительные органы способны предотвращать подобные теракты.

Взрывы на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" произошли 29 марта в утренний "час пик" с интервалом в 40 минут. И сегодня, спустя 40 дней после трагедии, в 7 часов 52 минуты – время первого взрыва – в Москве у Соловецкого камня начался траурный митинг. Вот что рассказывает корреспондент РС Максим Ярошевский, освещавший ход гражданской акции памяти погибших:

- У металлодетекторов и заграждений молодые люди раздавали красные гвоздики и свечи. Из колонок у мемориала политическим заключенным раздавались звуки маятника. Ровно в 7 часов 52 минуты 40 раз ударили в колокол, расположенный рядом с Соловецким камнем. Зажгли 40 свечей. В тишине почтили память жертв двух террористических актов в московском метро. К этому времени на площади находилось около 250 человек, преимущественно молодежь. Я спросил у участников акции, что привело их к Соловецкому камню.

– Мы пришли для того, чтобы почтить память погибших на станции метро "Лубянка", показать этим, что мы не боимся терактов, что объединяемся.
Люди пришли высказать свою гражданскую позицию, показать, что нам не безразлична судьба тех людей, кто живет вместе с нами в одном городе, в одной стране

– Люди пришли высказать свою гражданскую позицию, показать, что нам не безразлична судьба тех людей, кто живет вместе с нами в одном городе, в одной стране. Поэтому, несмотря на раннее утро, все приехали и почтили память.

Гражданская акция памяти продлилась не более получаса. К ее окончанию Соловецкий камень был покрыт цветами и зажженными свечами, - рассказал Максим Ярошевский.

Теракты в московском метро унесли жизни сорока человек, 160 признаны пострадавшими. Ответственность за теракты взял на себя боевик Доку Умаров. Вскоре после взрывов в Интернете появилась видеозапись, где он утверждает, что теракты были ответом на "резню, устроенную русскими оккупантами".

Ранее представители Следственного комитета при прокуратуре России заявили, что правоохранительным органам известны все причастные к этим терактам.

Надо сказать, что после этой трагедии замедлился ход объявленной в России милицейской реформы. Теперь мало кто сомневается в том, что сокращений в штате сотрудников правоохранительных органов - во всяком случае, на Северном Кавказе - в ближайшее время не будет. Однако, по мнению руководителя российского отделения Transparency International Елены Панфиловой, это вряд ли скажется на качестве работы милиции по профилактике террористической угрозы:

– Можно до бесконечности наращивать количество людей в погонах, но так проблемы терроризма не решить. Если объем коррупции будет оставаться прежним, то любые действия против терроризма будут бессмысленны. Конечно, если в стране когда-нибудь начнется реальная борьба с коррупцией, она в известной степени будет и борьбой с терроризмом, и вообще борьбой со всеми негативными проявлениями в нашей жизни.
На вопрос, какие цели преследовали организаторы терактов в московском метро, в апреле 2010 года население отвечает, что целью террористов было запугать российские власти, продемонстрировать силу боевиков и бессилие перед ними федералов, отомстить России за войну в Чечне


Вместе с тем, по данным Левада-центра, 72 процента россиян, опрошенных после терактов в московском метро, одобряют в той или иной степени усиление мер безопасности, таких, например, как проверка документов в общественных местах. Еще 66 процентов считают, что в рамках кампании по борьбе с терроризмом необходимо закрыть въезд граждан с Северного Кавказа в Москву и другие крупные российские города. Но, по словам социолога Левада-центра Полины Череповой, россияне теперь не слишком надеются на правоохранительные органы и спецслужбы:

– В целом мы фиксируем ощущение беззащитности, уязвимости, подавленности, бессилия, безнадежности. 38% россиян в апреле 2010 года ответили, что такие теракты спецслужбам просто не под силу предотвращать.

– В таком случае что, по мнению участников опросов, нужно сделать для того, чтобы покончить с терроризмом в России?

– В принципе, все громкие теракты в России – и в сентябре 2004 года, и в апреле 2010 года – российское население связывает с войной на Северном Кавказе. На вопрос, какие цели преследовали организаторы терактов в московском метро, в апреле 2010 года население отвечает: целью террористов было запугать российские власти, продемонстрировать силу боевиков и бессилие перед ними федералов, отомстить России за войну в Чечне, еще раз привлечь внимание мировой общественности к ситуации в Чечне и на Северном Кавказе. Поэтому люди уверены: главное, что нужно сделать - это прекратить войну на Северном Кавказе и добиться стабилизации в этом регионе. При этом россияне перекладывают существенную часть ответственности с наших властей на какие-то непонятные международные силы и организации.

Сотрудники Левада-центра отмечают, что лишь 7 процентов опрошенных уверены, что вероятность террористических атак в России в последние годы снижается. Одновременно 60 процентов респондентов опасаются новых терактов в Москве и других крупных городах России. При этом 85% жителей мегаполисов считают, что их ближайшие родственники могут пострадать в результате теракта.
XS
SM
MD
LG