Ссылки для упрощенного доступа

Весь мир – театр


Гроза в начале мая не показалась старикам из Дома ветеранов сцены романтичной – поскольку залила их комнаты водой. Очередная попытка узнать, куда пропали деньги, выделенные на капитальный ремонт дома, провалилась. Громкая история о том, как три года назад президент Путин спас пристанище престарелых актеров, превращается в фарс – не отменяющий трагедии самих стариков.

Островов в Петербурге много, и островок Петровский – не худший из них, хотя вид имеет меланхолический, по причине известной удаленности от вонючих магистралей, а также необъяснимой медлительности, с которой хищное око инвестора поворачивается в его сторону. Впрочем, нет, что это я, инвестор никогда не медлит, и на здешний дворец и старинный парк обратил внимание давно – просто вышла осечка. Временная. И скоро, конечно, все будет в порядке – никчемный парк срубят, дворец рухнет сам, и тогда, о счастье, на их месте засияет новенький стеклянный комплекс, общественно-деловой-развлекательный-бизнес-центр. Я бы назвала его "Вишневый сад" - и это была бы единственная память о том, что здесь было прежде.

А прежде здесь был – то есть пока еще есть – особняк, 100 лет назад подаренный великой актрисой Марией Гавриловной Савиной актерам, у которых, после жизни, проведенной в театре, не осталось никого, чтобы, как говаривали в старину, упокоить их старость. Мария Гавриловна строила дом на деньги мужа, мецената Молчанова, царь подарил Дому еще кусок земли, получился прекрасный парк, на который не покусилась даже советская власть. Даже после войны нашлись средства достроить еще один корпус, а в 2001 году Дому был присвоен статус памятника федерального значения.

Но недаром существует горькая шутка, что говорить о культуре начинают тогда, когда от культуры мало что остается – как раз с этого времени у Дома начались неприятности. Тогда стариков кормили на 42 рубля в день, и с бытовыми с условиями было не лучше. Первым поднял шум "Петербургский театральный журнал", за ним другие журналисты, в итоге подключился город, старикам помогли.

А в 2006 году Союз Театральных Деятелей, которому принадлежит Дом ветеранов сцены, решил продать часть парка компании "Система Галс" под элитное строительство, чтобы на эти средства сделать капитальный ремонт дома. Старики возмутились, журналисты снова зашумели, в высокие инстанции полетели письма, аккуратно возвращавшиеся главе СТД Александру Калягину. И тут случилось чудо – председатель Совета ветеранов дома Дина Петровна Кальченко дозвонилась Путину, тогда президенту, в прямой телеэфир. И президент сказал, что негоже такой компании, как "Система Галс", обижать стариков, можно взять да сделать ремонт даром. И "Система" тут же перечислила Дому 5 миллионов долларов.

Казалось бы, хэппи энд, но не тут-то было. С тех пор прошло 3 с половиной года, но крыша как текла, так и течет. То есть течет гораздо больше, поскольку время не пошло ей на пользу, как и котельной, как и многому другому. Но самое главное, что деньги – как стало доподлинно известно старикам – тают: из 120 миллионов рублей на счету осталось 77.

Старики бросились искать правды в прокуратуру – на что потрачен целевой вклад? И тут оказалось, что руководство СТД задним числом оформило письмо от дарителя, разрешающее тратить эти средства на текущие расходы. То есть ситуация тупиковая: юридически спросить за растрату теперь не с кого, а нравственные категории в законах не прописаны. Дина Петровна Кальченко прямо говорит, что это величайший в ее жизни обман, и что все ее письма к Путину не доходят до адресата. Что во все театры страны давно разослана бумага о том, что Дом становится на ремонт, а в это время СТД, вопреки уставу Дома, заселяет его посторонними людьми – за большие деньги, естественно. И что скоро актеров, особенно активных, здесь останется так мало, что некому будет защитить Дом и парк от разрухи и распродажи. Что в маленькой гостинице, принадлежащей Дому и раньше приносившей неплохой доход, теперь расположилась дирекция (которая, кстати, недавно сменилась и недоступна для комментариев), а в 4 корпусах из 6 живут сотрудники Дома и посторонние люди.

А еще Дина Петровна Кальченко, которой уже 81 год и все меньше сил на писание писем в прокуратуру и к премьер-министру, уверена, что если крышу не перекроют и котельную не починят, то будущую зиму Дом не переживет. Чего, по ее предположению, и ждет руководство СТД.

"Едва ли найдется в России 10 человек актеров, которые могли бы обеспечить себе старость", - так говорила Мария Гавриловна Савина, не подозревавшая, наверное, что выступает в роли Кассандры, заглядывая на 100 лет вперед.
XS
SM
MD
LG